Закономерности тройной детерминации научного творчества
Гуманитарный вестник
# 5·2016 3
могут однозначно детерминировать появление новой идеи. Послед-
няя может “родиться” только от идеи же… постольку свое влияние
на науку социальное окружение может оказывать не непосредствен-
но… мыслит не научное сознание (мышление) само по себе, а уче-
ный (и научное сообщество), так же как генетически мутирует не
наследственная структура организма “вообще”, а именно конкретно-
го организма, представителя определенного биологического вида»
[1, с. 237]. Таким образом, ментальность творца — это место пересе-
чения интернальных и экстернальных параметров: социально-
психологические особенности, составляющие содержание ментали-
тета субъекта [3] науки, создают неповторимую «интерференцион-
ную картину» наложения преобразованных субъектом внутринауч-
ных и вненаучных факторов. Ученый производит творческую интер-
претацию новых эмпирических данных и в ее свете развивает из
внутреннего потенциала имеющегося знания лишь определенные
возможности. Еще он воспринимает социальные потребности, по-
рождающие научную проблему, соотносит с ними открытые им ко-
гнитивные возможности, избирательно использует доступные мате-
риальные, а также культурные ресурсы и в итоге решает возникшую
проблему.
Отметим, что среди постпозитивистов, поставивших обсуждение
динамики научного знания во главу угла своей философии науки,
встречается различное понимание структуры научного знания и сле-
дующее отсюда разделение различных компонентов культуры на
внутренние и внешние по отношению к науке. Так, согласно К. Поп-
перу, процесс открытия научных законов является внешним факто-
ром для динамики науки, а для М. Малкея и Дж. Гилберта — внут-
ренним. Согласно мнению большинства постпозитивистов, психоло-
гические и социальные детерминанты принадлежат к внешней
истории науки, тогда как Т. Кун, М. Полани и П. Фейерабенд частич-
но включают их во «внутреннюю историю» науки [4]. Сказанное
позволяет заключить, что роль личности в науке проблематично
адекватно описать, находясь лишь в рамках интерналистской или
экстерналитстской модели динамики научного знания: какие-то ком-
поненты проблемы будут не учтены, а относительно каких-то воз-
никнет дискуссия по поводу их идентификации в качестве внутрен-
них или внешних. Поэтому и целесообразно для каждого случая
(научного события) рассматривать все три основных фактора разви-
тия науки и особо тщательно выделять в качестве самостоятельного
третий фактор — личностный. Нам представляется, что для успешно-
го достижения последней цели будет незаменима категория ментали-
тета, или ментальности. Именно менталитет в составе духовного
мира субъекта (сознания и бессознательного) детерминирует направ-