Previous Page  10 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Бушуева, Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

10

Гуманитарный вестник

# 5·2016

улучшить жизнь людей, глубину знаний в профессиональной сфере,

широту кругозора и хорошую общую эрудицию [6, 9]. Стоит отме-

тить, что для продуктивной научной деятельности необходима ра-

зумная мера в интенсивностях этих и других характеристик. Наука

предъявляет ученому противоречивые требования: с одной стороны, он

должен быть свободен от стереотипов и стремиться к новому, а с другой

— отстаивать фундаментальные научные принципы, чтобы не ска-

титься к лженауке. Поэтому очень важная ментальная особенность

ученого — сочетание чувства нового с разумным скептицизмом, осо-

бой осторожностью. Отклонение в ту или иную сторону может при-

водить либо к догматизму и застою, либо к лженауке.

Согласимся с тем, что «ученый должен:

как можно быстрее передавать свои результаты научному со-

обществу, но не обязан торопиться с публикациями, остерегаясь их

незрелости или недобросовестного использования;

быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интел-

лектуальной “моде”;

стремиться добывать такое знание, которое получит высокую

оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимание на оценки

других;

защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые за-

ключения;

прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к

его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тор-

мозит творчество;

быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не

быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию;

всегда помнить, что знание интернационально, но не забывать,

что всякое научное открытие делает честь той национальной науке,

представителем которой оно совершено;

воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать препода-

ванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного ма-

стера и подражать ему, но не походить на него» [10, с. 23].

Отдельно остановимся на таком важном качестве в научном по-

знании, как когнитивная воля. Именно благодаря ей «обрывается

бесконечный регресс в эмпирическом и теоретическом обосновании

научной концепции и преодолевается всегда имеющая место частич-

ная недоопределенность любого фрагмента знания. Когнитивная воля

лежит в основе принятия субъектом познания решения об истинно-

сти того или иного фрагмента научного знания» [1, с. 253]. Всякая

воля имеет своими неизбежными «спутниками» определенное муже-

ство и ответственность за принимаемые решения. Дж. Бруно, Н. Ко-

перник, Н.И. Лобачевский, Г. Кантор, А. Эйнштейн, И.П. Павлов,