Закономерности тройной детерминации научного творчества
Гуманитарный вестник
# 5·2016 5
ком в 1900 г. Основные математические соотношения специальной
теории относительности были получены почти в одно и то же время
Г. Лоренцом и А. Пуанкаре, а затем немного позже и А. Эйнштейном.
Подобная ситуация наблюдается и в технике. Но здесь в отличие от
науки не бывает ситуаций, когда появляются два одинаковых изобре-
тения, общим может быть лишь принцип действия того или иного
технического устройства, но не само устройство. Например, телефон
изобрел А.Г. Белл в 1876 г., а другой изобретатель, Э. Грей, на два
часа опоздал с заявкой на телефон. Через год десять выдающихся
изобретателей того времени в суде отстаивали право называться со-
здателем телефона. Разумеется, все эти конструкции отличались друг
от друга, общим был лишь принцип действия [6].
Эти и подобные им факты являются естественным проявлением
объективной логики развития научного знания, свидетельствуют о
том, что описанные открытия были подготовлены всем предшеству-
ющим ходом развития познания. Это вполне справедливо, однако
отметим, что в приведенных примерах можно обнаружить также и
мощное проявление личностного фактора. Из трех человек, создав-
ших математически эквивалентные выкладки (Г. Лоренц, А. Пуанка-
ре, А. Эйнштейн), только один — А. Эйнштейн — стал творцом тео-
рии относительности и смог произвести оригинальную физическую
интерпретацию полученного математического аппарата. Причина
этого — ментальные особенности названных ученых. Г. Лоренц был
слишком привержен классической физике и не смог отказаться от
традиционных представлений о времени и пространстве. А. Пуанкаре
был готов отказаться от них и не был подвержен догматизму, но не
верил в объективную реальность пространства и времени. Он пола-
гал, что мы выбираем наши пространственно-временные представле-
ния путем конвенции из соображений удобства и целесообразности.
В менталитете же А. Эйнштейна был произведен своеобразный син-
тез спинозовского пантеизма с результатами современного опытного
естествознания. А. Эйнштейн не сомневался в объективном суще-
ствовании физической реальности, верил в гармонию, совершенство,
симметрию и простоту внешнего мира. Эту веру он называл «косми-
ческой религией». Наши понятия, даже самые фундаментальные, та-
кие, как время и пространство, не являются априорными. Они долж-
ны быть связаны с опытом, с реальными измерительными операция-
ми, иначе могут оторваться от действительности. А. Эйнштейн
сравнивает форму научных теорий с покроем костюма: хотя покрой
может быть различным, он должен учитывать размеры и пропорции
человеческого тела [7]. А. Эйнштейн принял и включил в свое пони-
мание мира идею Б. Спинозы о том, что субстанция — природа —
может быть только одна, а все остальное, включая пространство и