Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Бушуева, Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

2

Гуманитарный вестник

# 5·2016

ных сдвигов в науке и технике, представляющих собой точки бифур-

кации в развитии данных систем, резко возрастает роль творческой

личности, а также социокультурных условий, являющихся экстер-

нальными (внешними) и случайными факторами (своеобразными

«контрольными параметрами», говоря языком синергетики) по отно-

шению к этим открытым, диссипативным и нелинейным системам.

Такой авторитетный отечественный философ науки, как С.А. Ле-

бедев, среди прочих отмечает следующие общие (присущие научно-

му знанию в целом, а не только лишь его отдельным областям) зако-

номерности развития науки: «увеличение значения творческого и

личностного потенциала ученых в процессе создания и утверждения

научных теорий; возрастание когнитивной ответственности ученых

за принимаемые научные решения; усиление инновационной ориен-

тированности научных концепций» [1, с. 239]. А такой серьезный

исследователь универсальной истории (мегаистории), как А.П. Наза-

ретян, на основе результатов целой серии независимых расчетов кон-

статирует последовательное ускорение эволюционных изменений в

природе, а затем и в обществе [2], в том числе в научно-технической

сфере, где эти изменения сопровождаются значительным сокращени-

ем периодов между фазовыми переходами, в данном случае — науч-

ными революциями. А как было показано выше, во время научных

революций резко возрастает роль личности ученого, что делает ее

изучение особенно актуальным.

Если первый (внутринаучный) фактор развития науки — имма-

нентная логика развития научного знания — достаточно подробно

исследован в рамках такой программы в историографии науки, как

интернализм

, второй (вненаучный) фактор — социокультурные

условия — в рамках

экстернализма

, то третий фактор (содержащий в

себе своеобразное творческое наложение внутринаучных и вненауч-

ных параметров) — личность творца — проанализирован недоста-

точно. Значение роли индивидуальных особенностей ученых призна-

ется, естественно, представителями обоих этих направлений. Интер-

налисты, например, наверняка понимают, что «объективная логика

развития науки существует и действует не сама по себе, а только че-

рез действия и поведение конкретных ученых. Особенно тех, кто

вносит своим творчеством наиболее существенный вклад в содержа-

ние научного знания, общую направленность научных исследований,

в то, что метафорически, но вполне определенно, выражается в таких

понятиях, как

дух науки

,

лицо науки

,

мировоззренческая составляю-

щая науки

» [1, с. 216, 217]. А экстерналисты наверняка признают, что

«ни один из факторов социальной среды (потребности развития эко-

номики, техники, технологий, идеологические ценности, мировоз-

зренческие ориентиры), ни даже социокультурная среда в целом не