Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

В.В. Бушуева, Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

6

Гуманитарный вестник

# 5·2016

время, — это свойства, проявления данной субстанции. Эта идея обу-

словленности физического пространства и времени материей была

конкретизирована в общей теории относительности так: геометрия

пространства — времени определяется распределением и движением

массивных тел. Исходя из принципа единства мира, был сформули-

рован принцип эквивалентности инерции и тяготения. Впоследствии

А. Эйнштейн пытался построить единую теорию поля, которая бы

объединяла в одно целое все виды фундаментальных взаимодей-

ствий. «Философские взгляды Эйнштейна были в его творчестве не

искусственным добавлением, как это случается у некоторых ученых,

а основной пружиной творческого процесса, связанного с построени-

ем новых физических теорий» [7, с. 23, 24].

Экстерналисты полагают, что главным источником инноваций в

науке и технике являются социальные потребности и культурные ре-

сурсы общества, его материальный и духовный потенциал. Такой по-

зиции придерживались Б. Гессен, Дж. Бернал, Э. Цильзель, Д. Нидам,

Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей, М. Полани, Л.А. Косарева, Г. Га-

чев и др. Обоснование зависимости науки от наличных социальных

условий является одной из черт также и марксистской традиции

(К. Маркс, В.И. Ленин, В.М. Шулятиков, А.А. Богданов, Д. Лукач,

Т. Котарбинский и др.). Различные представители экстернализма

расходятся в оценке значимости разных социальных факторов для

развития науки. Одни считают главными факторами экономические и

технологические потребности общества (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.),

другие — тип социальной организации (А. Богданов), третьи — гос-

подствующую культурную доминанту общества (О. Шпенглер), чет-

вертые — наличный духовный потенциал общества (религию, фило-

софию, искусство, нравственность, архетипы национального самосо-

знания), пятые — конкретный тип взаимодействия всех указанных

выше факторов (В. Купцов), шестые — локальный социальный кон-

текст деятельности научных коллективов (Т. Кун, П. Фейерабенд,

М. Малкей и др.) [1].

К слабой стороне экстернализма относится явная недооценка от-

носительной самостоятельности и независимости науки по отноше-

нию к социокультурной инфраструктуре. При оценке роли личности

некоторыми экстерналистами возможна ее недооценка (марксистская

традиция), либо гипертрофирование и скатывание на позиции абсо-

лютного релятивизма и субъективизма (П. Фейерабенд). На наш

взгляд, правильное решение этой проблемы таково: роль личности

заключается в том, что она, обладая высокой способностью к улавли-

ванию социальных потребностей, проявляет творческую избиратель-

ность по отношению к наличному культурному потенциалу, выбирая

из него определенные ресурсы, которые использует при обработке