В.В. Бушуева, Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
6
Гуманитарный вестник
# 5·2016
время, — это свойства, проявления данной субстанции. Эта идея обу-
словленности физического пространства и времени материей была
конкретизирована в общей теории относительности так: геометрия
пространства — времени определяется распределением и движением
массивных тел. Исходя из принципа единства мира, был сформули-
рован принцип эквивалентности инерции и тяготения. Впоследствии
А. Эйнштейн пытался построить единую теорию поля, которая бы
объединяла в одно целое все виды фундаментальных взаимодей-
ствий. «Философские взгляды Эйнштейна были в его творчестве не
искусственным добавлением, как это случается у некоторых ученых,
а основной пружиной творческого процесса, связанного с построени-
ем новых физических теорий» [7, с. 23, 24].
Экстерналисты полагают, что главным источником инноваций в
науке и технике являются социальные потребности и культурные ре-
сурсы общества, его материальный и духовный потенциал. Такой по-
зиции придерживались Б. Гессен, Дж. Бернал, Э. Цильзель, Д. Нидам,
Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Малкей, М. Полани, Л.А. Косарева, Г. Га-
чев и др. Обоснование зависимости науки от наличных социальных
условий является одной из черт также и марксистской традиции
(К. Маркс, В.И. Ленин, В.М. Шулятиков, А.А. Богданов, Д. Лукач,
Т. Котарбинский и др.). Различные представители экстернализма
расходятся в оценке значимости разных социальных факторов для
развития науки. Одни считают главными факторами экономические и
технологические потребности общества (Дж. Бернал, Б. Гессен и др.),
другие — тип социальной организации (А. Богданов), третьи — гос-
подствующую культурную доминанту общества (О. Шпенглер), чет-
вертые — наличный духовный потенциал общества (религию, фило-
софию, искусство, нравственность, архетипы национального самосо-
знания), пятые — конкретный тип взаимодействия всех указанных
выше факторов (В. Купцов), шестые — локальный социальный кон-
текст деятельности научных коллективов (Т. Кун, П. Фейерабенд,
М. Малкей и др.) [1].
К слабой стороне экстернализма относится явная недооценка от-
носительной самостоятельности и независимости науки по отноше-
нию к социокультурной инфраструктуре. При оценке роли личности
некоторыми экстерналистами возможна ее недооценка (марксистская
традиция), либо гипертрофирование и скатывание на позиции абсо-
лютного релятивизма и субъективизма (П. Фейерабенд). На наш
взгляд, правильное решение этой проблемы таково: роль личности
заключается в том, что она, обладая высокой способностью к улавли-
ванию социальных потребностей, проявляет творческую избиратель-
ность по отношению к наличному культурному потенциалу, выбирая
из него определенные ресурсы, которые использует при обработке