Закономерности тройной детерминации научного творчества
Гуманитарный вестник
# 5·2016 11
Л.Д. Ландау и их когнитивное поведение — самые яркие примеры
демонстрации этого важнейшего компонента научного менталитета.
В данном контексте становится понятным знаменитое высказывание
А. Эйнштейна о том, что ему как ученому дал больше Ф.М. Достоев-
ский, чем Ф. Гаусс. Что именно могли дать гениальному физику про-
изведения русского писателя в сравнении с произведениями при-
знанного короля математики XIX в.? На наш взгляд — осознание
свободы и ответственности в качестве родовых свойств человека как
познающего субъекта. Поэтому молодой А. Эйнштейн смог бросить
наиболее решительный вызов классической механике. А вот Ф. Гаусс
не стал создателем неевклидовой геометрии потому, что убоялся об-
щественного мнения математиков. Н.И. Лобачевский и Я. Бойаи ре-
шились на этот шаг, но математическое сообщество в лице своих
видных представителей (в России, например, это М.В. Остроград-
ский) устроило мощную обструкцию неевклидовой геометрии, и ее
создатели так и умерли, не испытав радости признания своего свер-
шения. Однако в опубликованной посмертно личной переписке
Ф. Гаусса обнаружилось, что он положительно отзывался о возмож-
ной истинности неевклидовой геометрии [1, с. 254]. Получается, при
жизни ему не хватило решимости открыто ее поддержать.
В научном творчестве большое значение имеют как объективные,
так и субъективные моменты. Объективные вненаучные факторы —
это социальные потребности и наличный культурный потенциал.
В менталитете творца эти объективные параметры преломляются в
производные от них субъективные моменты: субъект улавливает
какою-либо потребность, у него появляется мотивация к ее разреше-
нию, и он выбирает из наличного культурного потенциала какие-то
определенные ресурсы для обработки и преобразования с их помо-
щью актуального научного знания. Объективные внутринаучные
факторы — новые эмпирические данные и имманентная логика раз-
вития научного знания. Производные от них субъективные компо-
ненты — творческая интерпретация субъектом новых эмпирических
данных и выбор из имеющегося потенциала научного знания только
лишь некоторых смыслов для реализации и теоретического развора-
чивания. Таким образом, в ментальности творца происходит сначала
субъективное преобразование вненаучных и внутринаучных пара-
метров, а затем неповторимое наложение полученных преобразова-
ний. Этим и объясняется уникальность творческого результата, в ко-
торой максимально проявляется роль личности в научном познании.
Существует закономерность возрастания роли личностного фактора в
науке с течением времени, что делает изучение ментальных детерми-
нант научного творчества весьма актуальным и перспективным ис-
следовательским направлением. В качестве гипотетического предпо-