Previous Page  11 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 13 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации научного творчества

Гуманитарный вестник

# 5·2016 11

Л.Д. Ландау и их когнитивное поведение — самые яркие примеры

демонстрации этого важнейшего компонента научного менталитета.

В данном контексте становится понятным знаменитое высказывание

А. Эйнштейна о том, что ему как ученому дал больше Ф.М. Достоев-

ский, чем Ф. Гаусс. Что именно могли дать гениальному физику про-

изведения русского писателя в сравнении с произведениями при-

знанного короля математики XIX в.? На наш взгляд — осознание

свободы и ответственности в качестве родовых свойств человека как

познающего субъекта. Поэтому молодой А. Эйнштейн смог бросить

наиболее решительный вызов классической механике. А вот Ф. Гаусс

не стал создателем неевклидовой геометрии потому, что убоялся об-

щественного мнения математиков. Н.И. Лобачевский и Я. Бойаи ре-

шились на этот шаг, но математическое сообщество в лице своих

видных представителей (в России, например, это М.В. Остроград-

ский) устроило мощную обструкцию неевклидовой геометрии, и ее

создатели так и умерли, не испытав радости признания своего свер-

шения. Однако в опубликованной посмертно личной переписке

Ф. Гаусса обнаружилось, что он положительно отзывался о возмож-

ной истинности неевклидовой геометрии [1, с. 254]. Получается, при

жизни ему не хватило решимости открыто ее поддержать.

В научном творчестве большое значение имеют как объективные,

так и субъективные моменты. Объективные вненаучные факторы —

это социальные потребности и наличный культурный потенциал.

В менталитете творца эти объективные параметры преломляются в

производные от них субъективные моменты: субъект улавливает

какою-либо потребность, у него появляется мотивация к ее разреше-

нию, и он выбирает из наличного культурного потенциала какие-то

определенные ресурсы для обработки и преобразования с их помо-

щью актуального научного знания. Объективные внутринаучные

факторы — новые эмпирические данные и имманентная логика раз-

вития научного знания. Производные от них субъективные компо-

ненты — творческая интерпретация субъектом новых эмпирических

данных и выбор из имеющегося потенциала научного знания только

лишь некоторых смыслов для реализации и теоретического развора-

чивания. Таким образом, в ментальности творца происходит сначала

субъективное преобразование вненаучных и внутринаучных пара-

метров, а затем неповторимое наложение полученных преобразова-

ний. Этим и объясняется уникальность творческого результата, в ко-

торой максимально проявляется роль личности в научном познании.

Существует закономерность возрастания роли личностного фактора в

науке с течением времени, что делает изучение ментальных детерми-

нант научного творчества весьма актуальным и перспективным ис-

следовательским направлением. В качестве гипотетического предпо-