Закономерности тройной детерминации научного творчества
Гуманитарный вестник
# 5·2016 7
актуального научного знания. В результате такой обработки из внут-
реннего потенциала существующего научного знания разворачива-
ются только лишь некоторые определенные возможности, которые и
составляют новизну и оригинальность появляющейся теории. В при-
веденном выше примере с созданием теории относительности
А. Эйнштейн использовал не все философское наследие, а выбрал
такие идеи, которые коррелировали с его ментальными установками
и для которых он узрел возможность плодотворной постановки в ос-
нову своей конкретно-научной теории, выкристаллизовавшейся в ви-
де инновационного и самобытного явления из всего массива налич-
ного научного знания.
Сильную сторону современного экстернализма составляет то, что
только с его позиций «можно адекватно объяснить такие факты из
истории науки, как качественные скачки в развитии научного знания,
как “мятущееся” поведение ученых во время научных революций,
как частичная несовместимость научных эпох и имеющая место сме-
на фундаментальных теорий во всех областях науки, как конкурен-
ция гипотез и программ, как борьба за приоритеты в науке и т. п.»
[1, с. 236]. Влияние социальных условий на ускорение или замедле-
ние появления открытий, изобретений прослеживается в различных
сферах деятельности, особенно наглядно — в военной технике, где
социальный заказ резко активизирует появление тех или иных ново-
введений. Еще в качестве примера можно привести изобретение кни-
гопечатания. В Древнем Риме существовала игра подвижными бук-
вами, которую использовали для обучения детей чтению. Широко
распространено было отпечатывание твердых предметов, клейм в
воске, глине. Был и механический пресс в виноделии. Все структур-
ные элементы технического изобретения налицо, но не было потреб-
ности в обществе, социального заказа. Лишь в середине ХV в. изоб-
ретение книгопечатания И. Гутенбергом произошло в Западной Ев-
ропе, где с развитием капитализма потребовалось повышение уровня
знаний, инструментом которого и стало книгопечатание [2]. Конечно,
данный пример можно по-разному трактовать, поэтому абсолютизи-
ровать роль социальных условий следует осторожно.
Важная роль формирования обществом социального обеспече-
ния, адекватного растущему рациональному знанию, отмечается
Н.Н. Губановым в его концепции вызова Аполлона [8]. Авторами
адекватного ответа на этот вызов, состоящего в проектировании но-
вого социального обеспечения, которое обуславливает позитивное
приращение рационального знания, являются, как правило, предста-
вители духовной и политико-административной, в частности образо-
вательной, элиты.
Если такие факты в динамике научного знания, как одновремен-
ные открытия, хорошо объясняются действием внутринаучного фак-