Previous Page  7 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 13 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации научного творчества

Гуманитарный вестник

# 5·2016 7

актуального научного знания. В результате такой обработки из внут-

реннего потенциала существующего научного знания разворачива-

ются только лишь некоторые определенные возможности, которые и

составляют новизну и оригинальность появляющейся теории. В при-

веденном выше примере с созданием теории относительности

А. Эйнштейн использовал не все философское наследие, а выбрал

такие идеи, которые коррелировали с его ментальными установками

и для которых он узрел возможность плодотворной постановки в ос-

нову своей конкретно-научной теории, выкристаллизовавшейся в ви-

де инновационного и самобытного явления из всего массива налич-

ного научного знания.

Сильную сторону современного экстернализма составляет то, что

только с его позиций «можно адекватно объяснить такие факты из

истории науки, как качественные скачки в развитии научного знания,

как “мятущееся” поведение ученых во время научных революций,

как частичная несовместимость научных эпох и имеющая место сме-

на фундаментальных теорий во всех областях науки, как конкурен-

ция гипотез и программ, как борьба за приоритеты в науке и т. п.»

[1, с. 236]. Влияние социальных условий на ускорение или замедле-

ние появления открытий, изобретений прослеживается в различных

сферах деятельности, особенно наглядно — в военной технике, где

социальный заказ резко активизирует появление тех или иных ново-

введений. Еще в качестве примера можно привести изобретение кни-

гопечатания. В Древнем Риме существовала игра подвижными бук-

вами, которую использовали для обучения детей чтению. Широко

распространено было отпечатывание твердых предметов, клейм в

воске, глине. Был и механический пресс в виноделии. Все структур-

ные элементы технического изобретения налицо, но не было потреб-

ности в обществе, социального заказа. Лишь в середине ХV в. изоб-

ретение книгопечатания И. Гутенбергом произошло в Западной Ев-

ропе, где с развитием капитализма потребовалось повышение уровня

знаний, инструментом которого и стало книгопечатание [2]. Конечно,

данный пример можно по-разному трактовать, поэтому абсолютизи-

ровать роль социальных условий следует осторожно.

Важная роль формирования обществом социального обеспече-

ния, адекватного растущему рациональному знанию, отмечается

Н.Н. Губановым в его концепции вызова Аполлона [8]. Авторами

адекватного ответа на этот вызов, состоящего в проектировании но-

вого социального обеспечения, которое обуславливает позитивное

приращение рационального знания, являются, как правило, предста-

вители духовной и политико-административной, в частности образо-

вательной, элиты.

Если такие факты в динамике научного знания, как одновремен-

ные открытия, хорошо объясняются действием внутринаучного фак-