И.И. Бирюкова, О.В. Куликова
8
Гуманитарный вестник
# 5·2016
ность, периодичность, область допустимых значений, область опре-
деления и т. п.); также для освоения темы «Приложения определен-
ного интеграла», где элементами комплектов являются тип вычисля-
емого параметра (объем, площадь плоской фигуры, длина дуги, пло-
щадь поверхности), формулы вычисления в декартовой, полярной
системах координат и для параметрически заданной функции, соот-
ветствующие рисунки.
Игра по теме «Табличные интегралы».
После первого семина-
ра по теме «Неопределенный интеграл», изучаемой в курсе «Матема-
тический анализ» [6], на втором семинаре можно провести игру для
проверки того, как студенты освоили тему, и для повторения матери-
ала. Игру удобно проводить в группе числом до 8 человек. В среднем
именно такое количество студентов составляет группу 1-го курса
ГУИМЦ. Если студентов больше, оставшимся предлагают разделить-
ся на команды по два человека и при поиске правильного ответа дей-
ствовать вместе.
Описание игры.
Цель игры:
запоминание и/или повторение таб-
личных интегралов и закрепление навыка интегрирования.
Состав игры
:
•
фишки по количеству игроков (или команд);
•
кубик;
•
набор карточек, на каждой из которых написан один из таб-
личных интегралов
5
2
2
,
и т. п.
dx
x dx
a x
∫
∫
+
или простейший инте-
грал, для вычисления которого используется прием подведения под
знак дифференциала
2
( ( 5) ,
x dx
∫ (
sin( 4) ,
x dx
∫
−
ln( 3)
x dx
∫
(
и т. п.).
Ход игры.
На стол в виде игровой дорожки раскладываются ли-
цом вниз карточки с интегралами. Одна карточка образует одно де-
ление дорожки. Тем самым создается игровое поле. Каждый игрок
(студент или команда) выбирает себе игровую фишку и выставляет
на стартовое деление игрового поля. В свой ход игрок кидает кубик,
делает ход на выпавшее на кубике количество шагов и переворачива-
ет ту из карточек с интегралами, на которой в итоге оказалась его
фишка. Далее игрок пишет на доске интеграл и его значение. Если
играет команда, то команда совместно принимает решение о значе-
нии интеграла. Остальные
студенты обсуждают, правильно или нет
найдено значение интеграла. В случае неправильного ответа фишка
игрока возвращается на место, на котором она находилась в начале
хода. Перевернутая карточка из игровой дорожки удаляется. Игра
заканчивается тогда, когда первые три участника достигают финиша.
Они объявляются победителями.
Итоги игры.
Было замечено, что студенты с большим энтузиаз-
мом включаются в игру и активно участвуют в обсуждении правиль-