И.И. Бирюкова, О.В. Куликова
10
Гуманитарный вестник
# 5·2016
На одну из карточек записывает найденный ответ:
1 4 0 1 20 11
0 2 5 3
10 6
−
=
−
− −
На другую карточку записывает ту же матрицу, заменив ровно
один из элементов на ошибочный:
1 4 0 1 20 13
0 2 5 3
10 6
−
=
−
− −
и передает ее своему партнеру по игре. Его партнер находит ошибку
в элементе
12
13
a
=
и записывает соответствующую выкладку:
1 4 0 1 20 13
0 2 5 3
10 6
−
=
−
− −
( )
12
1 1 4 3 1 12 11
a
= ⋅ − + ⋅ = − + =
Побеждает та пара студентов, которая быстрее других выявит и
исправит намеренные и случайные ошибки друг друга. Следующие за
ними пары участников занимают второе и третье места.
Итоги игры
. Игра вынуждает каждого из студентов лично под-
ключиться к процессу умножения матриц, а не просто списывать ре-
шение с доски. При этом данное мероприятие позволяет преподава-
телю выявить тех студентов, которые не могут справиться с постав-
ленной задачей, и индивидуально оказать требуемую помощь.
Варианты игры
. Эту игру можно повторить на следующем заня-
тии с целью проверки усвоения данной темы студентами, предложив
им умножение прямоугольных матриц, например, размера
2 3
×
на
3 2
×
и любые другие до 4-го порядка включительно.
Данный принцип игры применим к любой теме, в которой есть
задачи, предполагающие при решении многочисленные однообраз-
ные мелкие вычисления. Например,
аналогичную игру можно прово-
дить по теме «Обратная матрица».
Как показал эксперимент применения игровых элементов, мате-
риал, закрепленный с помощью игры, усваивается активнее. Поэтому
можно рекомендовать использование данного педагогического прие-
ма при преподавании математических дисциплин студентам с нару-
шениями слуха, а при необходимости и целесообразности — при ра-
боте со студентами общих потоков.