Table of Contents Table of Contents
Previous Page  1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 1 / 12 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 5·2016 1

УДК 376.356 DOI 10.18698/2306-8477-2016-05-361

Применение игр при обучении математике

глухих и слабослышащих студентов

© И.И. Бирюкова, О.В. Куликова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Возможности игровой формы обучения с давних пор используются в педагогике.

В данной статье рассмотрена целесообразность применения дидактических игр

при проведении занятий для студентов с нарушениями слуха. Предложены в каче-

стве иллюстрации три дидактические игры по темам из курсов «Аналитическая

геометрия» и «Математический анализ», изучаемых на первом курсе отделения

Головного учебно-исследовательского методического центра (ГУИМЦ) МГТУ

им. Н.Э. Баумана. Проанализировано влияние этих игр на процесс обучения сту-

дентов с нарушениями слуха.

Ключевые слова:

студенты с нарушениями слуха, преподавание математики,

мотивация, внимание, память.

За несколько лет работы со слабослышащими и глухими студен-

тами 1-го курса факультета ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана было

замечено, что удержание внимания на новых для студентов абстракт-

ных математических объектах требует от них невероятных усилий.

Первый год обучения в университете большинству студентов с

нарушениями слуха дается крайне сложно. Это период адаптации.

Первокурсники факультета ГУИМЦ учатся не только материалу, но и

выживанию, функционированию в новых для них условиях. В этот

тяжелый период преподавателю необходимо помочь студентам в

освоении изучаемых предметов внесением дополнительной легкости

в подачу материала. В данной работе предлагается один из приемов,

позволяющий продвинуться вперед при решении этой задачи: на

примере преподавания некоторых тем из курсов «Математический

анализ» и «Аналитическая геометрия», изучаемых на 1-м курсе фа-

культета ГУИМЦ, рассматривается идея применения игрового эле-

мента при проведении семинарских занятий.

Идея применения игровой формы при обучении математике сту-

дентов ГУИМЦ, по-видимому, является новой. Рассматриваемая ме-

тодика способствует решению многих психолого-педагогических за-

дач, стоящих перед преподавателем, работающим с глухими и сла-

бослышащими. Эти задачи сформулированы А.Г. Станевским и

З.Ф. Столяровой в работах [1, 2]. Игровой прием снижает дефекты

«Д1,7 (недоразвитость понимания причинно-следственных связей),

Д1,9 (слабая развитость долговременной памяти), Д1,10 (отсутствие