Гуманитарный вестник
# 5·2016 1
УДК 376.356 DOI 10.18698/2306-8477-2016-05-361
Применение игр при обучении математике
глухих и слабослышащих студентов
© И.И. Бирюкова, О.В. Куликова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Возможности игровой формы обучения с давних пор используются в педагогике.
В данной статье рассмотрена целесообразность применения дидактических игр
при проведении занятий для студентов с нарушениями слуха. Предложены в каче-
стве иллюстрации три дидактические игры по темам из курсов «Аналитическая
геометрия» и «Математический анализ», изучаемых на первом курсе отделения
Головного учебно-исследовательского методического центра (ГУИМЦ) МГТУ
им. Н.Э. Баумана. Проанализировано влияние этих игр на процесс обучения сту-
дентов с нарушениями слуха.
Ключевые слова:
студенты с нарушениями слуха, преподавание математики,
мотивация, внимание, память.
За несколько лет работы со слабослышащими и глухими студен-
тами 1-го курса факультета ГУИМЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана было
замечено, что удержание внимания на новых для студентов абстракт-
ных математических объектах требует от них невероятных усилий.
Первый год обучения в университете большинству студентов с
нарушениями слуха дается крайне сложно. Это период адаптации.
Первокурсники факультета ГУИМЦ учатся не только материалу, но и
выживанию, функционированию в новых для них условиях. В этот
тяжелый период преподавателю необходимо помочь студентам в
освоении изучаемых предметов внесением дополнительной легкости
в подачу материала. В данной работе предлагается один из приемов,
позволяющий продвинуться вперед при решении этой задачи: на
примере преподавания некоторых тем из курсов «Математический
анализ» и «Аналитическая геометрия», изучаемых на 1-м курсе фа-
культета ГУИМЦ, рассматривается идея применения игрового эле-
мента при проведении семинарских занятий.
Идея применения игровой формы при обучении математике сту-
дентов ГУИМЦ, по-видимому, является новой. Рассматриваемая ме-
тодика способствует решению многих психолого-педагогических за-
дач, стоящих перед преподавателем, работающим с глухими и сла-
бослышащими. Эти задачи сформулированы А.Г. Станевским и
З.Ф. Столяровой в работах [1, 2]. Игровой прием снижает дефекты
«Д1,7 (недоразвитость понимания причинно-следственных связей),
Д1,9 (слабая развитость долговременной памяти), Д1,10 (отсутствие