Применение игр при обучении математике глухих и слабослышащих студентов
Гуманитарный вестник
# 5·2016 7
Напомним, что всего можно составить 36 неповторяющихся
комплектов.
Ход игры
. Каждый студент получает карточки, например, из 2-3
комплектов. Таким образом, у каждого студента оказывается 12-18
элементов, которые выдаются ему в
смешанном
порядке. Задача сту-
дента — собрать карточки в нужном порядке, т. е. соотнести опреде-
ление с рисунком и формулой. Время выполнения 5-7 минут. Пер-
вые три студента, закончившие раньше других выполнять задание,
объявляются победителями.
Итоги игры
. Игровой элемент вызывает интерес у студентов, их
активность увеличивается, эмоциональное состояние улучшается, что
положительно сказывается на процессе обучения. В процессе игры
задействуется и тренируется зрительная память, на которую данная
категория студентов привыкла опираться. Также игра позволяет свя-
зать в памяти зрительный образ — рисунок, формулировку и обозна-
чение. Обычно у студентов с нарушением слуха такие связи устанав-
ливаются очень слабо.
Было замечено,
что в дальнейшем во время проведения кон-
трольного мероприятия данная тема не вызывала затруднений в той
мере, как это происходило, когда при изучении материала не исполь-
зовалась игра.
Варианты игры
. На следующем занятии можно повторить дан-
ную игру в одном из двух вариантов: или увеличить количество раз-
даваемых комплектов для каждого участника до 4-5, или изъять в
каждом комплекте по одной из позиций, предложив недостающее
восстановить самостоятельно в письменной форме (например, из од-
ного комплекта извлечь карточку со словесной формулировкой опре-
деления, из другого комплекта — рисунок, из третьего — обозначе-
ние). Как правило, с этим заданием студенты справляются хорошо, если
используют имеющиеся у них под рукой образцы из других комп-
лектов.
Данную игру можно проводить и на начальном этапе освоения
пределов функции: тогда преподавателю необходимо изъять ком-
плекты, содержащие односторонние пределы, оставив из 36 только
16 определений.
Принцип этой игры («принцип пазла») может быть применим и к
другим темам, в которых нужно научиться различать сходные объек-
ты, однотипные понятия, устанавливать связи между различными
описаниями одного и того же объекта или строить логические цепочки.
Например, игра может быть использована для закрепления темы
«Построение графиков функций в полярной системе координат», где
элементами комплектов могут быть уравнение кривой, название кри-
вой, график кривой, свойства и характеристики кривой (монотон-