Применение игр при обучении математике глухих и слабослышащих студентов
Гуманитарный вестник
# 5·2016 3
Рассмотрим три дидактические игры для студентов и проанализи-
руем влияние данных игр на процесс обучения. Первые две игры по-
священы отработке тем, изучаемых студентами факультета ГУИМЦ
МГТУ им. Н.Э. Баумана по курсу «Математический анализ», третья —
по курсу «Аналитическая геометрия». Каждая из этих игр имеет свои
принципиальные особенности. По аналогии с описанными играми мож-
но создать множество других игр, просто изменяя содержание карточек
в соответствии с новой темой. Некоторые предложения по варьирова-
нию тем приведены в конце описания каждой из игр.
Игра по теме «Определение предела функции по Коши».
Дан-
ная тема курса «Математический анализ»
[5]
является сложной и аб-
страктной и вызывает трудности не только у студентов с нарушением
слуха, но и у студентов общих потоков.
Чтобы была понятна суть игры по теме «Определение предела
функции по Коши», необходимо сказать несколько слов об особенно-
стях подачи теории на семинарских занятиях по данной теме для сту-
дентов с нарушениями слуха.
По программе курса на семинарах необходимо рассмотреть преде-
лы при различных стремлениях аргумента и различных значениях пре-
дела
lim ( ) β,
x
f x
→α
=
при этом аргумент
x
может стремиться к
α
, где
α
— конечное число
a
, +
∞
, –
∞
,
∞
,
a
+ 0 (стремится к справа),
a
– 0 (стремится к
a
слева);
значение предела
β
может равняться конечному числу
b
, +
∞
, –
∞
,
∞
,
b
– 0 (стремится к
b
снизу),
b
+ 0 (стремится к
b
сверху). Всего воз-
можно 36 комбинаций. Естественно, на семинарах не хватает време-
ни для рассмотрения всех вариантов. Обычно преподаватель форму-
лирует определения предела функции по Коши только для несколь-
ких характерных случаев и объясняет общий принцип, который
студенты должны уловить и в дальнейшем научиться давать опреде-
ление для любого случая самостоятельно.
При обучении студентов с полной или частичной потерей слуха,
формулируя каждое определение, преподавателю необходимо рас-
смотреть шесть позиций:
1)
обозначение предела;
2)
словесная расшифровка обозначения (что важно для студентов
с нарушениями слуха);
3)
определение предела функции по Коши (в дальнейшем в тек-
сте статьи и для студентов на семинаре это определение называется
«определением предела на языке
ε
–
a
“эпсилон-дельта”», данный
термин вводится при работе со студентами с нарушениями слуха
наряду с термином «определение по Коши»);