Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Применение игр при обучении математике глухих и слабослышащих студентов

Гуманитарный вестник

# 5·2016 3

Рассмотрим три дидактические игры для студентов и проанализи-

руем влияние данных игр на процесс обучения. Первые две игры по-

священы отработке тем, изучаемых студентами факультета ГУИМЦ

МГТУ им. Н.Э. Баумана по курсу «Математический анализ», третья —

по курсу «Аналитическая геометрия». Каждая из этих игр имеет свои

принципиальные особенности. По аналогии с описанными играми мож-

но создать множество других игр, просто изменяя содержание карточек

в соответствии с новой темой. Некоторые предложения по варьирова-

нию тем приведены в конце описания каждой из игр.

Игра по теме «Определение предела функции по Коши».

Дан-

ная тема курса «Математический анализ»

[5]

является сложной и аб-

страктной и вызывает трудности не только у студентов с нарушением

слуха, но и у студентов общих потоков.

Чтобы была понятна суть игры по теме «Определение предела

функции по Коши», необходимо сказать несколько слов об особенно-

стях подачи теории на семинарских занятиях по данной теме для сту-

дентов с нарушениями слуха.

По программе курса на семинарах необходимо рассмотреть преде-

лы при различных стремлениях аргумента и различных значениях пре-

дела

lim ( ) β,

x

f x

→α

=

при этом аргумент

x

может стремиться к

α

, где

α

— конечное число

a

, +

, –

,

,

a

+ 0 (стремится к справа),

a

– 0 (стремится к

a

слева);

значение предела

β

может равняться конечному числу

b

, +

, –

,

,

b

– 0 (стремится к

b

снизу),

b

+ 0 (стремится к

b

сверху). Всего воз-

можно 36 комбинаций. Естественно, на семинарах не хватает време-

ни для рассмотрения всех вариантов. Обычно преподаватель форму-

лирует определения предела функции по Коши только для несколь-

ких характерных случаев и объясняет общий принцип, который

студенты должны уловить и в дальнейшем научиться давать опреде-

ление для любого случая самостоятельно.

При обучении студентов с полной или частичной потерей слуха,

формулируя каждое определение, преподавателю необходимо рас-

смотреть шесть позиций:

1)

обозначение предела;

2)

словесная расшифровка обозначения (что важно для студентов

с нарушениями слуха);

3)

определение предела функции по Коши (в дальнейшем в тек-

сте статьи и для студентов на семинаре это определение называется

«определением предела на языке

ε

a

“эпсилон-дельта”», данный

термин вводится при работе со студентами с нарушениями слуха

наряду с термином «определение по Коши»);