Table of Contents Table of Contents
Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

И.И. Бирюкова, О.В. Куликова

2

Гуманитарный вестник

# 5·2016

навыков сотрудничества с преподавателем), Д1,13 (переполнение по-

знавательной ячейки), Д1,14 (недоразвитость навыков самостоятель-

ной работы), Д3 (низкая выживаемость знаний), Д4 (стресс как поте-

ря мыслительного процесса), Д6,4 (отсутствие навыков сотрудниче-

ства в коллективе), Д7 (социальная депривация)» [2].

От любого студента при изучении им математической дисципли-

ны требуется повышенное напряжение внимания, памяти и активиза-

ция умственной деятельности. При этом на обучающихся с частич-

ной или полной потерей слуха ложится дополнительная нагрузка.

Для восприятия словесной речи посредством считывания с губ, же-

стовой и дактильной речи через переводчика требуется особое

напряжение внимания. Проблемы в словесной речи отражаются на

словесной памяти студентов [3].

Слабослышащие и глухие студенты быстрее утомляются, а их

внимание скорее рассеивается. Прочность запоминания и длитель-

ность хранения материала в памяти у таких студентов имеет ярко вы-

раженный низкий уровень.

При работе на факультете ГУИМЦ преподавателю часто прихо-

дится сталкиваться с перечисленными выше проблемами, и поэтому

он должен учитывать особенности развития внимания, памяти и

мышления глухих и слабослышащих.

Как отмечено в [3], «поскольку произвольное запоминание фор-

мируется у глухих детей медленнее, необходимо использовать и не-

произвольное запоминание —

подачу материала в игровой форме

,

приемы, способствующие переработке и осмыслению материала».

Многочисленные исследования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и др.), проводимые в основном, ко-

нечно, над детьми дошкольного и школьного возраста, показывают,

что игра действительно способствует развитию памяти, речи, мыш-

ления, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой ак-

тивности.

Возможности игровой формы обучения с давних пор использу-

ются в педагогике. В настоящее время данная форма применяется не

только к детям, примером тому служат деловые игры, применяемые в

высшей школе, в системах повышения квалификации специалистов и

аппарата управления предприятий и учреждений.

В коррекционных школах для глухих и слабослышащих исполь-

зованию игр, создаваемых специально или приспособленных для це-

лей обучения, так называемых дидактических игр, придается боль-

шое значение [4]. Хотя подобная методика является нетрадиционной

при преподавании математики в вузах, игровая форма при работе с

глухими и слабослышащими студентами также является оправданной

и весьма эффективной.