И.И. Бирюкова, О.В. Куликова
2
Гуманитарный вестник
# 5·2016
навыков сотрудничества с преподавателем), Д1,13 (переполнение по-
знавательной ячейки), Д1,14 (недоразвитость навыков самостоятель-
ной работы), Д3 (низкая выживаемость знаний), Д4 (стресс как поте-
ря мыслительного процесса), Д6,4 (отсутствие навыков сотрудниче-
ства в коллективе), Д7 (социальная депривация)» [2].
От любого студента при изучении им математической дисципли-
ны требуется повышенное напряжение внимания, памяти и активиза-
ция умственной деятельности. При этом на обучающихся с частич-
ной или полной потерей слуха ложится дополнительная нагрузка.
Для восприятия словесной речи посредством считывания с губ, же-
стовой и дактильной речи через переводчика требуется особое
напряжение внимания. Проблемы в словесной речи отражаются на
словесной памяти студентов [3].
Слабослышащие и глухие студенты быстрее утомляются, а их
внимание скорее рассеивается. Прочность запоминания и длитель-
ность хранения материала в памяти у таких студентов имеет ярко вы-
раженный низкий уровень.
При работе на факультете ГУИМЦ преподавателю часто прихо-
дится сталкиваться с перечисленными выше проблемами, и поэтому
он должен учитывать особенности развития внимания, памяти и
мышления глухих и слабослышащих.
Как отмечено в [3], «поскольку произвольное запоминание фор-
мируется у глухих детей медленнее, необходимо использовать и не-
произвольное запоминание —
подачу материала в игровой форме
,
приемы, способствующие переработке и осмыслению материала».
Многочисленные исследования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин и др.), проводимые в основном, ко-
нечно, над детьми дошкольного и школьного возраста, показывают,
что игра действительно способствует развитию памяти, речи, мыш-
ления, эмоциональной сферы, самостоятельности и творческой ак-
тивности.
Возможности игровой формы обучения с давних пор использу-
ются в педагогике. В настоящее время данная форма применяется не
только к детям, примером тому служат деловые игры, применяемые в
высшей школе, в системах повышения квалификации специалистов и
аппарата управления предприятий и учреждений.
В коррекционных школах для глухих и слабослышащих исполь-
зованию игр, создаваемых специально или приспособленных для це-
лей обучения, так называемых дидактических игр, придается боль-
шое значение [4]. Хотя подобная методика является нетрадиционной
при преподавании математики в вузах, игровая форма при работе с
глухими и слабослышащими студентами также является оправданной
и весьма эффективной.