Previous Page  8 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 15 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

8

Гуманитарный вестник

# 2·2016

ду Донбасса — это зло, поскольку Киев убивает граждан, которые не

хотят подчиниться фашистской хунте. И везде истина — соответ-

ствие знания объекту, т. е. фрагменту действительности, с которым

субъект взаимодействует. В гуманитарных и философских науках, а

также и в искусстве, объекты, предметы познания и истина имеют

свои особенности, в частности, объекты обладают высокой степенью

уникальности (хотя они в любой науке уникальны), весьма сложны,

изменчивы, содержат в себе субъективную реальность, не обладаю-

щую физическими свойствами. Эти особенности необходимо учиты-

вать, не отказываясь от понимания истины как соответствия.

Перейдем теперь к проблеме критерия истины. Философы-

рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали считать

таким критерием ясность и отчетливость мысли, ее очевидность, от-

сутствие сомнения. Признавая, что ясность и отчетливость — ценные

качества мышления (в противоположность туманности и запутанно-

сти), нельзя все же считать их критерием истинности. Некоторые за-

блуждения тоже могут быть ясными, несомненными и отчетливыми,

например впечатление движения Солнца вокруг Земли.

Представители

прагматизма

критерием истины провозгласили

пользу. С их точки зрения, истинно то знание, которое полезно субъ-

екту, обеспечивает ему успех в делах, карьере, общественной дея-

тельности. Конечно, истинное знание может быть полезно человеку,

однако и ложь кому-то может быть полезна и даже более полезна,

чем истина (поэтому, кстати, ложь существует и неудержимо распро-

страняется).

Представители

конвенционализма

критерием истины считали со-

глашение ученых: истина — то, что ученые договорились считать

истиной из соображений удобства, простоты, привычности. В дей-

ствительности соглашение ученых признаком истинности не являет-

ся: бывали случаи, когда большинство ученых разделяли ошибочную

идею и, наоборот, признавали неверной правильную идею. Соглаше-

ние не является и причиной истинности. Причиной служит соответ-

ствие знания объекту. А когда ученые убеждаются в наличии этого со-

ответствия, то тогда и возникает их согласие по поводу истинности

данного знания. Соглашение — следствие доказательства истинности.

Близкий к конвенционалистскому критерий истины отстаивали

русский философ А. Богданов и другие представители

концепции об-

щезначимости

: истинно то, что соответствует мнению большинства.

Однако общезначимость, как и соглашение ученых, является одним

из следствий истинности знания, но не ее критерием. Еще Декарт

справедливо отмечал, что вопрос об истинности не решается боль-

шинством голосов.