Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
8
Гуманитарный вестник
# 2·2016
ду Донбасса — это зло, поскольку Киев убивает граждан, которые не
хотят подчиниться фашистской хунте. И везде истина — соответ-
ствие знания объекту, т. е. фрагменту действительности, с которым
субъект взаимодействует. В гуманитарных и философских науках, а
также и в искусстве, объекты, предметы познания и истина имеют
свои особенности, в частности, объекты обладают высокой степенью
уникальности (хотя они в любой науке уникальны), весьма сложны,
изменчивы, содержат в себе субъективную реальность, не обладаю-
щую физическими свойствами. Эти особенности необходимо учиты-
вать, не отказываясь от понимания истины как соответствия.
Перейдем теперь к проблеме критерия истины. Философы-
рационалисты Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали считать
таким критерием ясность и отчетливость мысли, ее очевидность, от-
сутствие сомнения. Признавая, что ясность и отчетливость — ценные
качества мышления (в противоположность туманности и запутанно-
сти), нельзя все же считать их критерием истинности. Некоторые за-
блуждения тоже могут быть ясными, несомненными и отчетливыми,
например впечатление движения Солнца вокруг Земли.
Представители
прагматизма
критерием истины провозгласили
пользу. С их точки зрения, истинно то знание, которое полезно субъ-
екту, обеспечивает ему успех в делах, карьере, общественной дея-
тельности. Конечно, истинное знание может быть полезно человеку,
однако и ложь кому-то может быть полезна и даже более полезна,
чем истина (поэтому, кстати, ложь существует и неудержимо распро-
страняется).
Представители
конвенционализма
критерием истины считали со-
глашение ученых: истина — то, что ученые договорились считать
истиной из соображений удобства, простоты, привычности. В дей-
ствительности соглашение ученых признаком истинности не являет-
ся: бывали случаи, когда большинство ученых разделяли ошибочную
идею и, наоборот, признавали неверной правильную идею. Соглаше-
ние не является и причиной истинности. Причиной служит соответ-
ствие знания объекту. А когда ученые убеждаются в наличии этого со-
ответствия, то тогда и возникает их согласие по поводу истинности
данного знания. Соглашение — следствие доказательства истинности.
Близкий к конвенционалистскому критерий истины отстаивали
русский философ А. Богданов и другие представители
концепции об-
щезначимости
: истинно то, что соответствует мнению большинства.
Однако общезначимость, как и соглашение ученых, является одним
из следствий истинности знания, но не ее критерием. Еще Декарт
справедливо отмечал, что вопрос об истинности не решается боль-
шинством голосов.