Критерии в системе научного знания
Гуманитарный вестник
# 2·2016 3
наблюдается данное явление или протекает данный процесс. Поэтому
чисто описательное знание не может еще считаться научным, в луч-
шем случае его можно признать начальной стадией зарождения
науки.
8. Однозначность. Термины, выражающие главные научные по-
нятия, должны иметь одно значение. В научном тезаурусе не должно
быть омонимов (слов одинакового написания и звучания, но разного
значения) и синонимов (слов разного написания и звучания, но оди-
накового значения). Однозначность наряду с доказательностью обу-
словливают точность научного мышления.
9. Способность к развитию. В науке постоянно генерируются но-
вые идеи, уточняется и углубляется содержание понятий, критикуются
гипотезы, ставятся новые эксперименты, осваиваются новые объекты,
создаются инновационные методики, возникают неисследованные
проблемные поля. В результате этого наблюдается непрерывный рост
научного знания. По указанному критерию научное знание особенно
сильно отличается от мифологии и религии, которые представляют
собой неразвивающиеся системы знания.
А.В. Павлов к признакам научного познания относит, помимо до-
казательности и систематичности, предметность, проблемность, ме-
тодологичность, объективность [2, с. 216]. Однако эти признаки не
специфические для науки. Предметным является любое знание, оно не
существует без соотнесенности со своим предметом. Проблемность,
кроме научного, присуща и другим видам знания: обыденному — для
решения житейских проблем, эстетическому — для реализации ху-
дожественного замысла, религиозному — для решения теологами
проблемы спасения души. Методологичность тоже присуща всем ви-
дам познания, поскольку без метода невозможно получение никакого
знания. Например, в обыденном познании это наблюдение; в эстетиче-
ском — художественные приемы. Наконец, объективность присуща не
только научному знанию, но и обыденному, и художественному, т. е.
искусству. То, что А.В. Павлов называет признаками научного зна-
ния, на наш взгляд, является критериями культуры научного иссле-
дования, которые особенно важны для аспирантов.
Принятие и использование учеными указанных критериев обес-
печивает достижение адекватности, или максимальной объективно-
сти, знания, что служит непосредственной целью науки. Все указан-
ные критерии имеют не абсолютный, а относительный характер:
в науках имеются фрагменты, не отвечающие каким-либо критериям.
Но по мере развития наук эти моменты устраняются. Отмеченные
критерии формируют идеал научного знания. Как и любой идеал, он
недостижим. Но следует ли от него вообще отказаться и признать ка-
чественную тождественность всех видов знания, как это предлагают