Previous Page  3 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 15 Next Page
Page Background

Критерии в системе научного знания

Гуманитарный вестник

# 2·2016 3

наблюдается данное явление или протекает данный процесс. Поэтому

чисто описательное знание не может еще считаться научным, в луч-

шем случае его можно признать начальной стадией зарождения

науки.

8. Однозначность. Термины, выражающие главные научные по-

нятия, должны иметь одно значение. В научном тезаурусе не должно

быть омонимов (слов одинакового написания и звучания, но разного

значения) и синонимов (слов разного написания и звучания, но оди-

накового значения). Однозначность наряду с доказательностью обу-

словливают точность научного мышления.

9. Способность к развитию. В науке постоянно генерируются но-

вые идеи, уточняется и углубляется содержание понятий, критикуются

гипотезы, ставятся новые эксперименты, осваиваются новые объекты,

создаются инновационные методики, возникают неисследованные

проблемные поля. В результате этого наблюдается непрерывный рост

научного знания. По указанному критерию научное знание особенно

сильно отличается от мифологии и религии, которые представляют

собой неразвивающиеся системы знания.

А.В. Павлов к признакам научного познания относит, помимо до-

казательности и систематичности, предметность, проблемность, ме-

тодологичность, объективность [2, с. 216]. Однако эти признаки не

специфические для науки. Предметным является любое знание, оно не

существует без соотнесенности со своим предметом. Проблемность,

кроме научного, присуща и другим видам знания: обыденному — для

решения житейских проблем, эстетическому — для реализации ху-

дожественного замысла, религиозному — для решения теологами

проблемы спасения души. Методологичность тоже присуща всем ви-

дам познания, поскольку без метода невозможно получение никакого

знания. Например, в обыденном познании это наблюдение; в эстетиче-

ском — художественные приемы. Наконец, объективность присуща не

только научному знанию, но и обыденному, и художественному, т. е.

искусству. То, что А.В. Павлов называет признаками научного зна-

ния, на наш взгляд, является критериями культуры научного иссле-

дования, которые особенно важны для аспирантов.

Принятие и использование учеными указанных критериев обес-

печивает достижение адекватности, или максимальной объективно-

сти, знания, что служит непосредственной целью науки. Все указан-

ные критерии имеют не абсолютный, а относительный характер:

в науках имеются фрагменты, не отвечающие каким-либо критериям.

Но по мере развития наук эти моменты устраняются. Отмеченные

критерии формируют идеал научного знания. Как и любой идеал, он

недостижим. Но следует ли от него вообще отказаться и признать ка-

чественную тождественность всех видов знания, как это предлагают