Previous Page  9 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 15 Next Page
Page Background

Критерии в системе научного знания

Гуманитарный вестник

# 2·2016 9

Деятели тех сфер духовной жизни, в которых сильны элементы

догматизма, в качестве критерия истины часто используют

свиде-

тельство авторитета

. Здесь истинными считаются положения, со-

гласующиеся с религиозными текстами, цитатами из программных

документов, высказываниями лидеров. Последним неофициально, а

иногда и официально, приписывается качество непогрешимости.

Авторитетом обычно обладают люди компетентные, способные и

благородные, поэтому учет их мнений бывает, конечно, важен, осо-

бенно для молодежи. Однако носитель авторитета, как и любой чело-

век, может заблуждаться.

Итак, ни ясность и отчетливость мысли, ни отсутствие сомнения

в ее достоверности, ни польза, ни соглашение ученых, ни мнение

большинства, ни свидетельство авторитета не могут быть признаны

критерием истины. Анализ истории познания, особенно развития

науки, показывает, что ведущим критерием истины служит эмпири-

ческое, или опытное, подтверждение гипотез и теорий. Под опытом

понимается наблюдение и практика (деятельность по преобразова-

нию, изменению бытия), в том числе эксперимент — научная прак-

тика. Это правильное положение в разных аспектах разрабатывали

Ф. Бэкон, Дж. Локк, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и большин-

ство отечественных философов XX в., считавших себя сторонниками

диалектического материализма.

Опытное подтверждение выступает в нескольких формах, но ба-

зовым его компонентом служит

наблюдение.

Только не единичное, а

статистически достоверное наблюдение, в котором снято влияние

случайных непредусмотренных воздействий, ошибок восприятия, по-

грешностей приборов. Функционирование наблюдения в качестве

базового компонента критерия истины бывает двух видов. Первый из

них — чистое наблюдение, т. е. осуществляемое без вмешательства в

естественный ход процессов, например подтверждение с помощью

телескопического наблюдения К. Томбо гипотезы П. Ловелла о су-

ществовании новой планеты — Плутона. Второй вид — наблюдение

в составе практики, т. е. деятельности по преобразованию бытия, его

целенаправленному изменению.

Для каждого вида познания характерны свои виды практики как

критерия истины. Для естественных наук — это проверочные экспе-

рименты (специфический вид), промышленность, техника, сельское

хозяйство (общие виды); для медицины — клиническая практика и

частично эксперимент; для социальных наук — естественный соци-

ально-политический процесс; для философии — вся совокупная че-

ловеческая практика.

Для того чтобы понять, как функционирует эмпирическое под-

тверждение в качестве критерия истины, нужно рассмотреть полный