Критерии в системе научного знания
Гуманитарный вестник
# 2·2016 9
Деятели тех сфер духовной жизни, в которых сильны элементы
догматизма, в качестве критерия истины часто используют
свиде-
тельство авторитета
. Здесь истинными считаются положения, со-
гласующиеся с религиозными текстами, цитатами из программных
документов, высказываниями лидеров. Последним неофициально, а
иногда и официально, приписывается качество непогрешимости.
Авторитетом обычно обладают люди компетентные, способные и
благородные, поэтому учет их мнений бывает, конечно, важен, осо-
бенно для молодежи. Однако носитель авторитета, как и любой чело-
век, может заблуждаться.
Итак, ни ясность и отчетливость мысли, ни отсутствие сомнения
в ее достоверности, ни польза, ни соглашение ученых, ни мнение
большинства, ни свидетельство авторитета не могут быть признаны
критерием истины. Анализ истории познания, особенно развития
науки, показывает, что ведущим критерием истины служит эмпири-
ческое, или опытное, подтверждение гипотез и теорий. Под опытом
понимается наблюдение и практика (деятельность по преобразова-
нию, изменению бытия), в том числе эксперимент — научная прак-
тика. Это правильное положение в разных аспектах разрабатывали
Ф. Бэкон, Дж. Локк, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и большин-
ство отечественных философов XX в., считавших себя сторонниками
диалектического материализма.
Опытное подтверждение выступает в нескольких формах, но ба-
зовым его компонентом служит
наблюдение.
Только не единичное, а
статистически достоверное наблюдение, в котором снято влияние
случайных непредусмотренных воздействий, ошибок восприятия, по-
грешностей приборов. Функционирование наблюдения в качестве
базового компонента критерия истины бывает двух видов. Первый из
них — чистое наблюдение, т. е. осуществляемое без вмешательства в
естественный ход процессов, например подтверждение с помощью
телескопического наблюдения К. Томбо гипотезы П. Ловелла о су-
ществовании новой планеты — Плутона. Второй вид — наблюдение
в составе практики, т. е. деятельности по преобразованию бытия, его
целенаправленному изменению.
Для каждого вида познания характерны свои виды практики как
критерия истины. Для естественных наук — это проверочные экспе-
рименты (специфический вид), промышленность, техника, сельское
хозяйство (общие виды); для медицины — клиническая практика и
частично эксперимент; для социальных наук — естественный соци-
ально-политический процесс; для философии — вся совокупная че-
ловеческая практика.
Для того чтобы понять, как функционирует эмпирическое под-
тверждение в качестве критерия истины, нужно рассмотреть полный