Критерии в системе научного знания
Гуманитарный вестник
# 2·2016 5
Отказ от истины проявляется в разной степени. А.В. Павлов от-
мечает, что «истина гуманитарной науки… имеет творческий… ис-
торически и регионально меняющийся характер и нередко обознача-
ется более слабыми понятиями
достоверности, правды и правдопо-
добия
»
[2, с. 233], но в чем их отличие от истины, не объясняет.
В.М. Пивоев пишет: «Для естественного и технического знания важ-
ной характеристикой является истинность, но в сфере социальных и
гуманитарных наук, в связи с присутствием субъективных интересов
индивидов и масс, категория “истинности” не вполне применима,
поскольку приобретает субъективно-оценочный подтекст, здесь
уместнее использовать категорию “достоверности”» [5, с. 99]. Что
есть достоверность, автор не сообщает.
Наконец, существует радикальная точка зрения, заключающаяся
в том, что понятие истины утратило свою значимость и должно быть
устранено не только из философии, но и из науки. Эту точку зрения
отстаивают философы-постмодернисты Ж. Дерррида, Р. Рорти и дру-
гие [6]. Сторонники этой позиции имеются и среди отечественных
авторов. В «Эпистемологии & Философии науки» провели панель-
ную дискуссию, ведущее положение которой — необходимость за-
мены в науке понятия истины понятием смысла [7]. Эту позицию
разделяли Л.А. Маркова, А.П. Огурцов, Ю.С. Моркина. Л.А. Маркова
считает, что понятие истины должно быть заменено понятием смыс-
ла. Она отмечает, что «нечеткость границы между классикой —
неклассикой, истиной — ложью, субъектом — предметом приводит к
понятию смысл, который присутствует в каждой из сторон противо-
стояния» [7, с. 53]. Согласно А.П. Огурцову, «вместо понятия “исти-
на” теорию науки можно построить на основе понятия “правдопо-
добность научных теорий”» [7, с. 66]. Только один участник дискус-
сии, А.Л. Никифоров, сохранил здоровую критичность к попыткам
устранить из науки понятие истины и, в частности, отметил, что «поня-
тие смысла настолько неопределенно и расплывчато, что его использо-
вание для характеристики науки ничего не проясняет» [7, с. 62].
По результатам отмеченной дискуссии получается, что не только
философия, но и наука должна быть без истины. И это пространно
обосновывается в журнале, который должен всемерно способство-
вать развитию науки. К счастью, представителям частных наук нет
никакого дела до таких сверхутонченных дискуссий, которые чем-то
напоминают описанную Г. Гессе игру в бисер. Ученые как искали,
так и будут искать истину. А о философах, упраздняющих категорию
истины, можно, перефразировав известного автора, сказать, что
«страшно далеки они от науки».
Позиция Ж. Дерриды, других постмодернистов и некритически
принимающих их взгляды отечественных авторов, отрицающих