Previous Page  6 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 15 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

6

Гуманитарный вестник

# 2·2016

необходимость понятия истины, создает

ситуацию парадоксальной

самореференции —

необходимости отнесения своих ключевых поло-

жений к собственному учению. Если деконструкция влечет за собой

разрушение всех классических философских понятий, включая и по-

нятие истины, то Ж. Деррида и его сторонники обязаны объяснить,

продолжают ли они считать, что выдвинутые ими положения явля-

ются истинными. Если они отвечают утвердительно, то оказываются

логически непоследовательными, так как ранее заявляли, что истины

не существует. Если же они отвечают отрицательно, т. е. полагают,

что их высказывания неистинны, то трудно относиться к их утверж-

дениям серьезно. Итак, последовательное проведение постмодер-

нистских положений приводит к их самоликвидации: если истины

нет вообще, то и утверждения постмодернистов тоже не истина. От-

вета на этот парадокс не дали ни западные, ни отечественные пост-

модернисты.

Мы солидарны с С.А. Лебедевым [1], Ф.А. Селивановым [8] и

другими авторами в том, что категория истины и в наше время —

центральная категория гносеологии и важнейшее, незаменимое понятие

науки. Мы полагаем, что возможен синтез имеющихся концепций исти-

ны. Ядром общей теории истины может стать концепция коррес-

понденции в связи с тем, что только она раскрывает сущность истинно-

го знания. По словам Декарта, четко и наиболее кратко сформулиро-

вавшего главную идею теории корреспонденции, «истина… означает

соответствие мысли предмету» [9, с. 604]. Остальные концепции отра-

жают с разной степенью адекватности различные характеристики ис-

тинного знания, условия его достижения, обоснования, принятия

научным сообществом, функционирования, использования, а также в

некоторых случаях отождествляют сущность истины с ее критерием.

К неклассическим концепциям относится

концепция когеренции

,

развитая О. Нейратом и Р. Карнапом. В качестве истины она понима-

ет знание, согласованное с другим знанием. Любое новое предложе-

ние истинно, если оно может быть введено в систему утверждений,

не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Истинность — это

самосогласованность знания. Как следует из содержания концепции

когеренции, истинность описывает не сущность истины (не отвечает

на вопрос «что есть истина?»), а такие ее характеристики, как логи-

ческая непротиворечивость, системность, целостность. Поэтому если

устранить претензии этой концепции на объяснение сущности исти-

ны, ее результаты можно считать не альтернативными, как полагают

некоторые авторы, а дополнительными к классической концепции.

К неклассическим учениям об истине относятся еще

прагма-

тистская

и

конвенционалистская концепции.

Первая, согласно

Ч. Пирсу и У. Джемсу, истинным считает знание, полезное в жизни, а