Критерии в системе научного знания
Гуманитарный вестник
# 2·2016 13
должна быть красивой. Исследователь интуитивно оценивает разные
гипотезы и более гармоничную, стройную, изящную из них признает
и более истинной. Два последних критерия не обладают высокой
надежностью и имеют вспомогательное значение по сравнению с эм-
пирической проверкой, которая служит определяющим и наиболее
надежным критерием истинности.
Критерии культуры научного исследования.
Соблюдение этих
критериев служит условием продуктивной научной работы. К ним
относятся:
1) проблематичность (наличие нерешенной проблемы, ее нужно
найти на основе изучения истории и современного состояния науч-
ной дисциплины);
2) предметность (наличие актуального для исследования предме-
та, у аспиранта это выбор темы диссертации);
3) обоснованность опытом (эмпирическая проверяемость и под-
тверждаемость), наличие методологии (адекватных данному иссле-
дованию методов);
4) особый язык, стремящийся к идеалу однозначности;
5) ограничения тематики в соответствии с принципом конкретно-
сти истины;
6) цель, содержащая в сжатом виде результат как решение про-
блемы. Соблюдение этих критериев гарантирует, в частности, созда-
ние соискателем качественной диссертации, а другим ученым —
возможность проверить результаты и в случае необходимости повто-
рить их. По этой причине в науке обмана меньше, чем в других сфе-
рах социума.
Критерии самостоятельности дисциплины.
Они показывают,
что дисциплина является самостоятельной наукой, а не прикладным
разделом или частью другой науки. Сюда относятся такие критерии:
1) собственный предмет изучения, не совпадающий с предметом
других наук;
2) наличие специфических методов;
3) особая форма практической реализации знания;
4) специфический категориальный аппарат и язык.
Для медицины это, например:
1) взаимосвязь процессов нормальной и патологической жизне-
деятельности организма и личности;
2) методы диагностики, лечения и профилактики болезней;
3) система здравоохранения;
4) категории нормы, патологии, здоровья, болезни и др.
Различение четырех указанных критериев позволит более адек-
ватно описывать сущность, структуру, функции, способы получения,
обоснования и использования научного знания, что способствует бо-
лее глубокой разработке проблем философии науки.