Previous Page  13 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 15 Next Page
Page Background

Критерии в системе научного знания

Гуманитарный вестник

# 2·2016 13

должна быть красивой. Исследователь интуитивно оценивает разные

гипотезы и более гармоничную, стройную, изящную из них признает

и более истинной. Два последних критерия не обладают высокой

надежностью и имеют вспомогательное значение по сравнению с эм-

пирической проверкой, которая служит определяющим и наиболее

надежным критерием истинности.

Критерии культуры научного исследования.

Соблюдение этих

критериев служит условием продуктивной научной работы. К ним

относятся:

1) проблематичность (наличие нерешенной проблемы, ее нужно

найти на основе изучения истории и современного состояния науч-

ной дисциплины);

2) предметность (наличие актуального для исследования предме-

та, у аспиранта это выбор темы диссертации);

3) обоснованность опытом (эмпирическая проверяемость и под-

тверждаемость), наличие методологии (адекватных данному иссле-

дованию методов);

4) особый язык, стремящийся к идеалу однозначности;

5) ограничения тематики в соответствии с принципом конкретно-

сти истины;

6) цель, содержащая в сжатом виде результат как решение про-

блемы. Соблюдение этих критериев гарантирует, в частности, созда-

ние соискателем качественной диссертации, а другим ученым —

возможность проверить результаты и в случае необходимости повто-

рить их. По этой причине в науке обмана меньше, чем в других сфе-

рах социума.

Критерии самостоятельности дисциплины.

Они показывают,

что дисциплина является самостоятельной наукой, а не прикладным

разделом или частью другой науки. Сюда относятся такие критерии:

1) собственный предмет изучения, не совпадающий с предметом

других наук;

2) наличие специфических методов;

3) особая форма практической реализации знания;

4) специфический категориальный аппарат и язык.

Для медицины это, например:

1) взаимосвязь процессов нормальной и патологической жизне-

деятельности организма и личности;

2) методы диагностики, лечения и профилактики болезней;

3) система здравоохранения;

4) категории нормы, патологии, здоровья, болезни и др.

Различение четырех указанных критериев позволит более адек-

ватно описывать сущность, структуру, функции, способы получения,

обоснования и использования научного знания, что способствует бо-

лее глубокой разработке проблем философии науки.