Previous Page  4 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 15 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов

4

Гуманитарный вестник

# 2·2016

сделать постмодернисты? Нет, поскольку функция любого идеала —

указание правильного направления движения, которое обеспечит же-

лаемый эффект, в данном случае — достижение максимальной объ-

ективности знания.

В науке могут встречаться противоречия. Но они стимулируют ее

развитие и разрешаются. Например, долгое время считалось, что

атом неделим, потом обнаружилось, что он может распадаться на бо-

лее мелкие частицы. Возникла дискуссия между сторонниками при-

знания неделимости атома и их оппонентами. Противоречие было

разрешено признанием следующего положения: атом неделим при

химических реакциях и делим при ядерных. Интерсубъективность не

бывает всеобщей, абсолютной: в любой науке, даже математике (об-

разце точности), имеются различные научные школы, которые не

признают положений друг друга, борются, дискутируют, иногда даже

нарушают научную этику. Но спустя какое-то время проявляется

тенденция сближения научных школ, которая реализуется, как пра-

вило, не их основателями, а учениками и последователями.

Поскольку все критерии научности не абсолютны, а относитель-

ны, то в науке наряду с истинным знанием всегда имеются заблужде-

ния. Но они постоянно отсеиваются благодаря логичным доказатель-

ствам и эмпирическим проверкам. Для решения вопроса о научности

или ненаучности какого-либо знания необходимо использовать весь

комплекс приведенных выше критериев.

Итак, можно дать следующую обобщенную трактовку научного

знания:

научное знание — это сформированное на основе фактов

развивающееся, логически доказываемое, эмпирически проверяемое,

системное, непротиворечивое, общезначимое знание в форме вос-

приятий, представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, при-

ближающихся к адекватному (истинному) отражению сущности

познаваемых объектов.

Критерии истинности знания.

Начиная говорить о критериях

истинности, вначале следует отметить плюрализм мнений о

необхо-

димости самого понятия истины

. Вспомним, что Пифагор в свое

время утверждал, что «иные… рождаются жадными до славы и наживы,

между тем как философы — до единой только истины» [3, с. 15]. Имен-

но стремление к истине и породило в Древней Греции сильный ответ на

вызов Аполлона, заключающийся в необходимости создания социаль-

ного обеспечения для развития рационального знания, служащего про-

грессу социума [4]. Некоторые философы, подобно Сократу и Бруно,

жертвовали за истину жизнью, однако многие современные философы

жадными до истины уже не являются. В XVI в. М. Лютер выразил

убеждение в существовании истины следующими словами: «На том

стою и не могу иначе». Постмодернист в наше время мог бы сказать

так: «Стою на этом, но могу на другом и вообще на чем угодно».