Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
4
Гуманитарный вестник
# 2·2016
сделать постмодернисты? Нет, поскольку функция любого идеала —
указание правильного направления движения, которое обеспечит же-
лаемый эффект, в данном случае — достижение максимальной объ-
ективности знания.
В науке могут встречаться противоречия. Но они стимулируют ее
развитие и разрешаются. Например, долгое время считалось, что
атом неделим, потом обнаружилось, что он может распадаться на бо-
лее мелкие частицы. Возникла дискуссия между сторонниками при-
знания неделимости атома и их оппонентами. Противоречие было
разрешено признанием следующего положения: атом неделим при
химических реакциях и делим при ядерных. Интерсубъективность не
бывает всеобщей, абсолютной: в любой науке, даже математике (об-
разце точности), имеются различные научные школы, которые не
признают положений друг друга, борются, дискутируют, иногда даже
нарушают научную этику. Но спустя какое-то время проявляется
тенденция сближения научных школ, которая реализуется, как пра-
вило, не их основателями, а учениками и последователями.
Поскольку все критерии научности не абсолютны, а относитель-
ны, то в науке наряду с истинным знанием всегда имеются заблужде-
ния. Но они постоянно отсеиваются благодаря логичным доказатель-
ствам и эмпирическим проверкам. Для решения вопроса о научности
или ненаучности какого-либо знания необходимо использовать весь
комплекс приведенных выше критериев.
Итак, можно дать следующую обобщенную трактовку научного
знания:
научное знание — это сформированное на основе фактов
развивающееся, логически доказываемое, эмпирически проверяемое,
системное, непротиворечивое, общезначимое знание в форме вос-
приятий, представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, при-
ближающихся к адекватному (истинному) отражению сущности
познаваемых объектов.
Критерии истинности знания.
Начиная говорить о критериях
истинности, вначале следует отметить плюрализм мнений о
необхо-
димости самого понятия истины
. Вспомним, что Пифагор в свое
время утверждал, что «иные… рождаются жадными до славы и наживы,
между тем как философы — до единой только истины» [3, с. 15]. Имен-
но стремление к истине и породило в Древней Греции сильный ответ на
вызов Аполлона, заключающийся в необходимости создания социаль-
ного обеспечения для развития рационального знания, служащего про-
грессу социума [4]. Некоторые философы, подобно Сократу и Бруно,
жертвовали за истину жизнью, однако многие современные философы
жадными до истины уже не являются. В XVI в. М. Лютер выразил
убеждение в существовании истины следующими словами: «На том
стою и не могу иначе». Постмодернист в наше время мог бы сказать
так: «Стою на этом, но могу на другом и вообще на чем угодно».