1 / 15 Next Page
Information
Show Menu
1 / 15 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 2·2016 1

УДК 163 DOI 10.18698/2306-8477-2016-02-344

Критерии в системе научного знания

© Н.Н. Губанов

1

, Н.И. Губанов

2

1

МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия

Выделены и подробно рассмотрены четыре критерия в системе научного знания:

научности знания, истинности знания, культуры научного исследования, самосто-

ятельности науки.

Ключевые слова:

истина, теории истины, критерии истины, парадоксальная са-

мореференция, эмпирическая проверяемость, критерии научности, критерии

культуры, научное исследование, критерии самостоятельности науки.

Научное знание отличается сложностью структуры, функций,

способов его получения, обоснования и использования. Особенно

наглядно это было показано С.А. Лебедевым в его оригинальной по-

зитивно-диалектической концепции философии науки [1]. Для дан-

ной статьи концепция С.А. Лебедева служит общим методологиче-

ским основанием. Цель статьи заключается в выделении и характери-

стике четырех критериев: 1) научности знания, 2) истинности знания,

3) культуры научного исследования, 4) самостоятельности науки. Все

они связаны друг с другом и частично пересекаются. Смешение этих

критериев затрудняет разработку проблем философии науки.

Критерии научности знания

демонстрируют отличие научного

знания от ненаучного. К ним можно отнести перечисленные ниже

показатели.

1. Доказательность, или рациональность, — логическая обосно-

ванность каждого положения другими, уже доказанными, положени-

ями. В случае ненауки истинность знания либо вообще не доказыва-

ется (например, в искусстве), либо в качестве обоснования приводят-

ся лишь некоторые доводы (в обыденном знании, религии,

псевдонауке). И только в науке неукоснительно соблюдается логиче-

ский закон достаточного основания. Под таким основанием понима-

ется полная совокупность заведомо истинных положений, из которых

логически вытекает обосновываемое положение. Например, из поло-

жений «все металлы электропроводны» и «медь — металл» следует,

что медь электропроводна. Данный критерий исключает из науки ар-

гумент-веру, т. е. утверждение: «Это истинно, так как я в это верю».

2. Непротиворечивость. В научном знании не должно быть взаи-

моисключающих суждений. Критерий служит следствием логическо-

го закона противоречия: два отрицающих друг друга предложения не