Previous Page  7 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 15 Next Page
Page Background

Критерии в системе научного знания

Гуманитарный вестник

# 2·2016 7

вторая, по А. Пуанкаре, — результатом соглашения ученых. Но и в

этих концепциях не раскрывается сущность истины, а конвенциона-

листская концепция неоправданно отождествляется с критерием ис-

тины, который к тому же трактуется неверно.

Философия осмысливает и обобщает весь человеческий опыт.

В рассуждениях людей без высшего образования, в разговорах уче-

ных, деятелей искусства и шоу-бизнеса, даже детей, слово «истина»

(а часто ее заменитель — правда) подразумевает знание

о чем-то

,

о

какой-либо действительности. Истина непременно предполагает зна-

ние о какой-то внешней для человека реальности. Знание, замкнутое

на себя, не имеющее отношения к реальности, никакой истинностью

обладать не может. Поэтому мы полагаем, что на вопрос о том, что

есть истина, отвечает только концепция корреспонденции. Без соот-

несенности с предметом понятие истины не имеет смысла,

беспред-

метной истины, истины ни о чем

не бывает. По справедливому за-

мечанию В.В. Ильина, «познание бывает либо предметным, либо ни-

каким» [10, c. 93].

Поэтому весьма странными представляются высказывания в

учебной литературе о том, что «к слабой стороне классической трак-

товки истины следует отнести и тот факт, что она практически

неприменима в гуманитарных науках, так же как и к оценке самих

философских доктрин» [11, с. 241]. И еще: «Большинство философ-

ских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные» [11,

с. 4]; «очевидно, что классическое понимание истины, говорящее о

соответствии знания действительности, не согласуется со специфи-

кой предмета гуманитарной науки» [11, с. 268]. По мнению цитиро-

ванных авторов, «философия исследует Универсум, т. е. то, что в

каждой вещи универсально» [11, с. 10]. Если классическая концепция

истины к философии неприменима, то, следовательно, все содержа-

ние философии не соответствует Универсуму (или другому предмету

философии). Возникает вопрос: зачем же нужны философия и гума-

нитарные дисциплины (науками их уже, по-видимому, нельзя

назвать), если они ничего из действительности не описывают и не

объясняют, если между реальностью и гуманитарными построениями

нет соответствия?

Анализ различных сфер культуры позволяет заключить, что ис-

тина существует во всех науках — естественных, математических,

технических, социальных, гуманитарных, философских. Также есть

художественная истина, т. е. истина реалистичных произведений искус-

ства. Разве А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Досто-

евский, У. Шекспир, О. де Бальзак не дали нам истинных произведе-

ний? Имеется также нравственная истина, исходящая из критериев

добра и зла: например, действия Киева сейчас по отношению к наро-