Критерии в системе научного знания
Гуманитарный вестник
# 2·2016 7
вторая, по А. Пуанкаре, — результатом соглашения ученых. Но и в
этих концепциях не раскрывается сущность истины, а конвенциона-
листская концепция неоправданно отождествляется с критерием ис-
тины, который к тому же трактуется неверно.
Философия осмысливает и обобщает весь человеческий опыт.
В рассуждениях людей без высшего образования, в разговорах уче-
ных, деятелей искусства и шоу-бизнеса, даже детей, слово «истина»
(а часто ее заменитель — правда) подразумевает знание
о чем-то
,
о
какой-либо действительности. Истина непременно предполагает зна-
ние о какой-то внешней для человека реальности. Знание, замкнутое
на себя, не имеющее отношения к реальности, никакой истинностью
обладать не может. Поэтому мы полагаем, что на вопрос о том, что
есть истина, отвечает только концепция корреспонденции. Без соот-
несенности с предметом понятие истины не имеет смысла,
беспред-
метной истины, истины ни о чем
не бывает. По справедливому за-
мечанию В.В. Ильина, «познание бывает либо предметным, либо ни-
каким» [10, c. 93].
Поэтому весьма странными представляются высказывания в
учебной литературе о том, что «к слабой стороне классической трак-
товки истины следует отнести и тот факт, что она практически
неприменима в гуманитарных науках, так же как и к оценке самих
философских доктрин» [11, с. 241]. И еще: «Большинство философ-
ских утверждений нельзя оценивать как истинные или ложные» [11,
с. 4]; «очевидно, что классическое понимание истины, говорящее о
соответствии знания действительности, не согласуется со специфи-
кой предмета гуманитарной науки» [11, с. 268]. По мнению цитиро-
ванных авторов, «философия исследует Универсум, т. е. то, что в
каждой вещи универсально» [11, с. 10]. Если классическая концепция
истины к философии неприменима, то, следовательно, все содержа-
ние философии не соответствует Универсуму (или другому предмету
философии). Возникает вопрос: зачем же нужны философия и гума-
нитарные дисциплины (науками их уже, по-видимому, нельзя
назвать), если они ничего из действительности не описывают и не
объясняют, если между реальностью и гуманитарными построениями
нет соответствия?
Анализ различных сфер культуры позволяет заключить, что ис-
тина существует во всех науках — естественных, математических,
технических, социальных, гуманитарных, философских. Также есть
художественная истина, т. е. истина реалистичных произведений искус-
ства. Разве А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Досто-
евский, У. Шекспир, О. де Бальзак не дали нам истинных произведе-
ний? Имеется также нравственная истина, исходящая из критериев
добра и зла: например, действия Киева сейчас по отношению к наро-