Previous Page  11 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 15 Next Page
Page Background

Критерии в системе научного знания

Гуманитарный вестник

# 2·2016 11

правы в том, что человеку

непосредственно

даны ощущения и вос-

приятия, но не сами объекты. Правы они и в том, что наше знание

невозможно

непосредственно

, т. е.

прямо

,

сопоставить с объектом.

Но они не приняли во внимание то, что у человека есть для этого

опосредованный опытом косвенный способ

, заключающийся в срав-

нении

двух образов

[12]. Субъект изучает объект и формирует о нем

знание. Пока не известно, истинно ли оно. Путем оперирования с

этим знанием по законам логики субъект выводит из него следствия

и формирует

модель

ожидаемых явлений, т. е

. представление

о них

.

Затем либо в эксперименте, направленном на воспроизведение этих

явлений, либо в наблюдении за естественным ходом событий (когда

эксперимент невозможен или не нужен) он сравнивает свою

модель

ожидаемых явлений

с восприятием

действительных явлений. Если

они совпадают, то можно предполагать, что знание, из которого вы-

ведены ожидаемые следствия, истинно, т. е. соответствует объекту.

Д.И. Менделеев, изучая свойства химических элементов, открыл

Периодический закон. На основе этого закона он предсказал суще-

ствование еще неизвестных трех элементов и их свойства. Впослед-

ствии эти элементы действительно были обнаружены и названы гал-

лием, германием, скандием. Чем объяснить совпадение образа ожи-

даемых явлений с образом действительных явлений? Очевидно, тем,

что у Д.И. Менделеева были знания, соответствующие действитель-

ности. А раз знания верны, то существуют и объекты этих знаний.

Таким образом, совпадение

умственно моделируемых результатов

и

результатов практики

подтверждает как истинность знания, так и

объективное существование внешнего мира.

Для достоверности в науке используют, конечно, не одну, а мно-

жество проверок. Развитие науки — непрерывная цепь гипотез и

проверок, в ходе которых знание по своему содержанию все больше

приближается к объекту. Что же касается чувственных восприятий,

служащих единственным непосредственным каналом связи сознания

с внешним миром и непременно участвующих в проверке истинности

знаний, то их адекватность (образный, информативный характер)

подтверждается фактом успешной ориентировки человека в окружа-

ющей среде [13]. Если бы восприятия были неадекватными, то чело-

век натыкался бы на предметы, попадал под машины, падал в ямы,

съедал несвежие продукты, обжигался о горячие предметы и т. п.

В определенных условиях восприятия могут стать и неадекватными

(иллюзиями и галлюцинациями). Об этом становится известно из прак-

тики по нарушению ориентировки, которой занимается психиатрия.

Итак, эмпирическая проверка, служащая ведущим критерием ис-

тинности и заключающаяся в сравнении образа предсказываемых яв-

лений с образом реальных явлений, является косвенным способом