Критерии в системе научного знания
Гуманитарный вестник
# 2·2016 11
правы в том, что человеку
непосредственно
даны ощущения и вос-
приятия, но не сами объекты. Правы они и в том, что наше знание
невозможно
непосредственно
, т. е.
прямо
,
сопоставить с объектом.
Но они не приняли во внимание то, что у человека есть для этого
опосредованный опытом косвенный способ
, заключающийся в срав-
нении
двух образов
[12]. Субъект изучает объект и формирует о нем
знание. Пока не известно, истинно ли оно. Путем оперирования с
этим знанием по законам логики субъект выводит из него следствия
и формирует
модель
ожидаемых явлений, т. е
. представление
о них
.
Затем либо в эксперименте, направленном на воспроизведение этих
явлений, либо в наблюдении за естественным ходом событий (когда
эксперимент невозможен или не нужен) он сравнивает свою
модель
ожидаемых явлений
с восприятием
действительных явлений. Если
они совпадают, то можно предполагать, что знание, из которого вы-
ведены ожидаемые следствия, истинно, т. е. соответствует объекту.
Д.И. Менделеев, изучая свойства химических элементов, открыл
Периодический закон. На основе этого закона он предсказал суще-
ствование еще неизвестных трех элементов и их свойства. Впослед-
ствии эти элементы действительно были обнаружены и названы гал-
лием, германием, скандием. Чем объяснить совпадение образа ожи-
даемых явлений с образом действительных явлений? Очевидно, тем,
что у Д.И. Менделеева были знания, соответствующие действитель-
ности. А раз знания верны, то существуют и объекты этих знаний.
Таким образом, совпадение
умственно моделируемых результатов
и
результатов практики
подтверждает как истинность знания, так и
объективное существование внешнего мира.
Для достоверности в науке используют, конечно, не одну, а мно-
жество проверок. Развитие науки — непрерывная цепь гипотез и
проверок, в ходе которых знание по своему содержанию все больше
приближается к объекту. Что же касается чувственных восприятий,
служащих единственным непосредственным каналом связи сознания
с внешним миром и непременно участвующих в проверке истинности
знаний, то их адекватность (образный, информативный характер)
подтверждается фактом успешной ориентировки человека в окружа-
ющей среде [13]. Если бы восприятия были неадекватными, то чело-
век натыкался бы на предметы, попадал под машины, падал в ямы,
съедал несвежие продукты, обжигался о горячие предметы и т. п.
В определенных условиях восприятия могут стать и неадекватными
(иллюзиями и галлюцинациями). Об этом становится известно из прак-
тики по нарушению ориентировки, которой занимается психиатрия.
Итак, эмпирическая проверка, служащая ведущим критерием ис-
тинности и заключающаяся в сравнении образа предсказываемых яв-
лений с образом реальных явлений, является косвенным способом