Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина
2
Гуманитарный вестник
# 1
2016
ты могут представлять интерес как для специалистов в области ком-
муникативных технологий, так и для преподавателей английского
языка в технических вузах при планировании работы с профессио-
нально ориентированными текстами.
Необходимо отметить, что данная работа выполнена на базе спе-
циализированных научно-популярных журналов в области спутнико-
вых телекоммуникаций, распространяемых в разных регионах мира и
ориентированных на читателей — потенциальных потребителей те-
лекоммуникационных услуг из Европы, Азии, Ближнего Востока,
Африки и Америки, т. е. используются несколько медиаисточников
одной тематической области, что определяет ее новизну. Современ-
ные лингвистические исследования стратегий и тактик убеждения в
основном сосредоточены на изучении своеобразия отдельных жанров
научной прозы (монографий, книг, тематических журналов и т. п.)
[1–5]. Фактическим материалом
исследования послужили тексты из
периодических изданий [6–19]. В целом методом сплошной выборки
было отобрано 100 источников, из которых было взято и проанализи-
ровано 1024 примера, содержащих языковые единицы, использован-
ные авторами англоязычных научно-популярных статей для убежде-
ния читателей в определенной точке зрения.
Убеждение как форма языкового воздействия в научно-
популярном дискурсе.
Научно-популярный дискурс является разно-
видностью научного дискурса [20], однако в отличие от него научно-
популярный дискурс определяется абсолютно другим составом участ-
ников: научно-популярные статьи пишутся не для коллег-ученых, а
для широкой аудитории, включающей читателей с различным уров-
нем подготовки. В качестве адресанта научной информации может
выступать ученый (специалист) или журналист, не являющийся про-
изводителем научного знания. В этом случае автор научно-популярного
произведения не может рассматриваться как полноправный участник
научно-дискурсивного процесса, так как объем его знаний в определен-
ной области не сопоставим с уровнем ученого. Целью научно-
популярного дискурса является популяризация определенных науч-
ных исследований и их результатов, ознакомление широкой публики
с этими результатами. С аксиологической точки зрения, научно-
популярный и собственно научный дискурс практически идентичны,
так как базируются на таких ценностных характеристиках, как зна-
ние, его преумножение и доказательство его объективности; поиск
истины и беспристрастность в процессе этого поиска; постижение
мира; почтительное отношение к фактическому материалу; высокая
оценка ясности и точности мышления.
Поскольку научно-популярный дискурс обеспечивает популяри-
зацию научно-технических знаний посредством ознакомления неспе-
циалистов с различными научными данными, ему присущи и многие