Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

Н.Н. Николаева, Е.Н. Шишкина

2

Гуманитарный вестник

# 1

2016

ты могут представлять интерес как для специалистов в области ком-

муникативных технологий, так и для преподавателей английского

языка в технических вузах при планировании работы с профессио-

нально ориентированными текстами.

Необходимо отметить, что данная работа выполнена на базе спе-

циализированных научно-популярных журналов в области спутнико-

вых телекоммуникаций, распространяемых в разных регионах мира и

ориентированных на читателей — потенциальных потребителей те-

лекоммуникационных услуг из Европы, Азии, Ближнего Востока,

Африки и Америки, т. е. используются несколько медиаисточников

одной тематической области, что определяет ее новизну. Современ-

ные лингвистические исследования стратегий и тактик убеждения в

основном сосредоточены на изучении своеобразия отдельных жанров

научной прозы (монографий, книг, тематических журналов и т. п.)

[1–5]. Фактическим материалом

исследования послужили тексты из

периодических изданий [6–19]. В целом методом сплошной выборки

было отобрано 100 источников, из которых было взято и проанализи-

ровано 1024 примера, содержащих языковые единицы, использован-

ные авторами англоязычных научно-популярных статей для убежде-

ния читателей в определенной точке зрения.

Убеждение как форма языкового воздействия в научно-

популярном дискурсе.

Научно-популярный дискурс является разно-

видностью научного дискурса [20], однако в отличие от него научно-

популярный дискурс определяется абсолютно другим составом участ-

ников: научно-популярные статьи пишутся не для коллег-ученых, а

для широкой аудитории, включающей читателей с различным уров-

нем подготовки. В качестве адресанта научной информации может

выступать ученый (специалист) или журналист, не являющийся про-

изводителем научного знания. В этом случае автор научно-популярного

произведения не может рассматриваться как полноправный участник

научно-дискурсивного процесса, так как объем его знаний в определен-

ной области не сопоставим с уровнем ученого. Целью научно-

популярного дискурса является популяризация определенных науч-

ных исследований и их результатов, ознакомление широкой публики

с этими результатами. С аксиологической точки зрения, научно-

популярный и собственно научный дискурс практически идентичны,

так как базируются на таких ценностных характеристиках, как зна-

ние, его преумножение и доказательство его объективности; поиск

истины и беспристрастность в процессе этого поиска; постижение

мира; почтительное отношение к фактическому материалу; высокая

оценка ясности и точности мышления.

Поскольку научно-популярный дискурс обеспечивает популяри-

зацию научно-технических знаний посредством ознакомления неспе-

циалистов с различными научными данными, ему присущи и многие