Космическая деятельность и традиционные категории экономической эффективности
9
сти, используемых в моделях «затраты — выпуск» коммерческих
отраслей экономики.
Методы экономических оценок
альтернативной стоимости
ре-
сурсных затрат для космической сферы, как и любой сферы экономики,
приобретают вид
альтернативных издержек
как затрат на достижение
целей, подлежащих «отказу» в финансировании, т. е. исключению из
системы приоритетов экономического выбора. К «жертвам отказа» от-
носятся обычно экономически неэффективные сферы, где не предпо-
лагается превышение прибыли от результатов над затратами
.
Сущность аналитических подходов сводится к соизмерению сто-
имостного содержания и возможности коммерциализации результа-
тов деятельности для возмещения затраченных ресурсов (издержек
производства в денежном выражении) и получения выгоды. Соответ-
ственно, категория альтернативной стоимости подразумевает соиз-
меряемое стоимостное соотношение выгод и затрат, связанных с од-
ним выбором, и предполагает отказ от другого варианта из «набора»
альтернатив.
В космической сфере подобный метод предполагает соизмерить
альтернативную стоимость дорогих и узкоспецифических изделий
(ракета-носитель, космический корабль, спутник) со стоимостью
привычных для потребительских запросов изделий, которые могли
бы выпускаться на основе тех же ресурсов, но оказались невыпущен-
ными, так как ресурсы были «отвлечены» и направлены в космиче-
ские отрасли.
В каких измерителях определить альтернативную потребитель-
скую ценность результата, полученного от изделий «космического»
выпуска и от невыпущенных изделий для потребителя? Стоимость и
цена ресурсных затрат на любой осуществленный выпуск определя-
ется по принципу де-факто, но
альтернативную потребительскую
ценность
как выпущенных, так и «отклоненных», несозданных изде-
лий определить и соизмерить затруднительно из-за отсутствия соот-
ветствующих критериев измерения полезности «космических» ре-
зультатов и невыпущенных альтернативных изделий, т. е. обычных
потребительских ценностей.
Экономической наукой не разработаны критерии точных количе-
ственных измерителей оценки полезности производимых потреби-
тельских ценностей. В классических теориях кардинализма (законы
Г. Госсена), а также в более современных теориях ординализма (тео-
рии измерения и ранжирования «безразличия») это объясняется «не-
сводимостью к общему знаменателю» субъективно-индивидуальных
потребительских предпочтений. Не существует единообразных и
точных количественных измерителей субъективного потребительско-
го выбора реально выпущенных товаров и услуг. Тем более затруд-