Previous Page  9 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 19 Next Page
Page Background

Космическая деятельность и традиционные категории экономической эффективности

9

сти, используемых в моделях «затраты — выпуск» коммерческих

отраслей экономики.

Методы экономических оценок

альтернативной стоимости

ре-

сурсных затрат для космической сферы, как и любой сферы экономики,

приобретают вид

альтернативных издержек

как затрат на достижение

целей, подлежащих «отказу» в финансировании, т. е. исключению из

системы приоритетов экономического выбора. К «жертвам отказа» от-

носятся обычно экономически неэффективные сферы, где не предпо-

лагается превышение прибыли от результатов над затратами

.

Сущность аналитических подходов сводится к соизмерению сто-

имостного содержания и возможности коммерциализации результа-

тов деятельности для возмещения затраченных ресурсов (издержек

производства в денежном выражении) и получения выгоды. Соответ-

ственно, категория альтернативной стоимости подразумевает соиз-

меряемое стоимостное соотношение выгод и затрат, связанных с од-

ним выбором, и предполагает отказ от другого варианта из «набора»

альтернатив.

В космической сфере подобный метод предполагает соизмерить

альтернативную стоимость дорогих и узкоспецифических изделий

(ракета-носитель, космический корабль, спутник) со стоимостью

привычных для потребительских запросов изделий, которые могли

бы выпускаться на основе тех же ресурсов, но оказались невыпущен-

ными, так как ресурсы были «отвлечены» и направлены в космиче-

ские отрасли.

В каких измерителях определить альтернативную потребитель-

скую ценность результата, полученного от изделий «космического»

выпуска и от невыпущенных изделий для потребителя? Стоимость и

цена ресурсных затрат на любой осуществленный выпуск определя-

ется по принципу де-факто, но

альтернативную потребительскую

ценность

как выпущенных, так и «отклоненных», несозданных изде-

лий определить и соизмерить затруднительно из-за отсутствия соот-

ветствующих критериев измерения полезности «космических» ре-

зультатов и невыпущенных альтернативных изделий, т. е. обычных

потребительских ценностей.

Экономической наукой не разработаны критерии точных количе-

ственных измерителей оценки полезности производимых потреби-

тельских ценностей. В классических теориях кардинализма (законы

Г. Госсена), а также в более современных теориях ординализма (тео-

рии измерения и ранжирования «безразличия») это объясняется «не-

сводимостью к общему знаменателю» субъективно-индивидуальных

потребительских предпочтений. Не существует единообразных и

точных количественных измерителей субъективного потребительско-

го выбора реально выпущенных товаров и услуг. Тем более затруд-