В.Г. Родионова, Е.В. Князева
4
чимые цели. Если формально следовать принятой методике класси-
фикации отраслей в ОКВЭД, космическая сфера не является относи-
тельно обособленной, а соответственно общественно и системно зна-
чимой группой отраслей. Основой
классификационного определения
ее места в народнохозяйственной системе сфер и отраслей приняты
устаревающие критерии, т. е. содержание процессов и предмета дея-
тельности, которые типичны для общего машиностроения, общей
электронной промышленности.
Примечательно также, что на основе классификационного крите-
рия, определяющего процесс «воздействия на материю пространства
и его преодоление», значительная часть космической деятельности
отнесена к сфере «Обрабатывающие производства» и включена в от-
расль «Транспорт». По содержанию и функциям космический транс-
порт действительно «преодолевает материю». Но космическая дея-
тельность не ограничивается функциями космического транспорта.
К тому же она осуществляется не только в привычных земных усло-
виях «тверди», водной или атмосферной «материи», но и в иных «ма-
териях» виртуального, в т. ч. безвоздушного пространства космоса.
Однако существующим ОКВЭД космическая сфера не имеет соб-
ственного обобщения как специфическая сфера продуцирования ин-
новаций и технологий специального машиностроения, электронного
и
«тонкого» приборостроения,
компьютерного программирования и
др. Космическая наука, научное обслуживание, отрасли специального
образования и подготовки уникальных специалистов также не имеют
собственного «очертания» в общей сфере многоотраслевых наук и
образования.
В ОКВЭД
не отражены ее собственный обновляемый
отраслевой состав и влияние на технологическое обновление сопря-
женных отраслей, тем самым недооценивается реальная социально-
экономическая значимость этой сферы.
Инфраструктура космодромов — ракетно-космический транс-
порт, космические летательные аппараты, спутники и другая продук-
ция специального машиностроения, электронного приборостроения,
цифрового программирования с иными видами высокотехнологичной
инженерии — давно сформировалась как относительно обособленная
сфера. Ее отрасли целесообразно классифицировать в соответствии со
свойствами и содержанием функций и целевым назначением ее инно-
вационной и технологической деятельности, общественная и соци-
ально-экономическая значимость которых могла бы определяться в
специальных разработках для оценки ее эффективности. Бюджетное
финансирование сферы космических отраслей получит соответству-
ющую логическую «определенность» как ресурсный фактор и усло-
вие модернизации специального, космического и общего машино-
строения, ракетно-космического транспорта, летательных аппаратов,
дорогостоящих спутников связи с их сложнейшей электроникой,