Previous Page  11 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 19 Next Page
Page Background

Космическая деятельность и традиционные категории экономической эффективности

11

При относительно ограниченных ресурсах экономический смысл

распределительной политики целесообразно определять не только

результативностью выгод, но и стоимостью неявных, альтернатив-

ных издержек. Они измеряются стоимостью

утраченной

альтерна-

тивной

выгоды, которая потенциально могла бы быть получена, но

оказалась «отвергнутой» в результате осуществленной распредели-

тельной ресурсной политики. Цена

реализованной альтернативы из-

меряется не только величиной фактически реализованной стоимости

ресурсных затрат, но инфляционно возрастает на сумму стоимости

издержек отвергнутых альтернатив во всем их «наборе». В реальной

практике это более высокая, с инфляционной «надбавкой» цена,

уплаченная за перераспределение ресурсов, их «изъятие» из одной

сферы потенциально возможного применения в другую, альтернатив-

ную сферу. Уровень инфляционной надбавки в ценах фактически рас-

пределяемых ресурсов соответствует стоимости

неявных издержек

, т.

е. издержек «отказа», и утраченной выгоды от невозможности или со-

кращения их применения в альтернативных сферах. В финансовой

политике, несомненно, учитывается «инфляционно-ценовая» состав-

ляющая при сравнении альтернатив и приоритетов распределения

бюджетных ресурсов в космическую сферу деятельности. Коммента-

рии по этому поводу могут быть уместны по мере обзора доступных

статистических данных. Если они отчетливо приведены к некоему ре-

альному стандарту, то их экономический анализ возможен для оценки

конкурирующих альтернатив, а также возможны соизмерения показа-

телей ожидаемой эффективности осуществленного выбора с учетом

неявных издержек «отвергнутых» альтернатив.

В вопросах бюджетной политики по осуществленным и «отверг-

нутым» альтернативам чаще всего игнорируются оценки последствий

политики выбора альтернатив с точки зрения оптимальности, эффек-

тивности или справедливости, в том числе и при последующем рас-

пределении ресурсов. Поскольку оценки по методу «издержки —

выгоды» здесь имеют ограничения, то принятый и осуществленный

выбор альтернатив принимается по принципу пост-фактум оценок, не

подлежащих обсуждению.

Альтернативные издержки и их неизмеренная альтернативная

стоимость — это вопрос не просто масштабности «цены» космиче-

ской сферы деятельности («сколько стоит космос?»). Ответ на по-

добный вопрос отражен в конкретных цифрах бюджетно-финансовой

политики государства. Однако в распределении относительно огра-

ниченных ресурсов этой сферы целесообразно измерять не только

альтернативные, но безвозвратные издержки.

Безвозвратные издержки

как экономическая категория ресурс-

ных затрат не достаточно изучены, и в этом одна из причин того, что

их реальное стоимостное измерение не применяется в существующих