Космическая деятельность и традиционные категории экономической эффективности
11
При относительно ограниченных ресурсах экономический смысл
распределительной политики целесообразно определять не только
результативностью выгод, но и стоимостью неявных, альтернатив-
ных издержек. Они измеряются стоимостью
утраченной
альтерна-
тивной
выгоды, которая потенциально могла бы быть получена, но
оказалась «отвергнутой» в результате осуществленной распредели-
тельной ресурсной политики. Цена
реализованной альтернативы из-
меряется не только величиной фактически реализованной стоимости
ресурсных затрат, но инфляционно возрастает на сумму стоимости
издержек отвергнутых альтернатив во всем их «наборе». В реальной
практике это более высокая, с инфляционной «надбавкой» цена,
уплаченная за перераспределение ресурсов, их «изъятие» из одной
сферы потенциально возможного применения в другую, альтернатив-
ную сферу. Уровень инфляционной надбавки в ценах фактически рас-
пределяемых ресурсов соответствует стоимости
неявных издержек
, т.
е. издержек «отказа», и утраченной выгоды от невозможности или со-
кращения их применения в альтернативных сферах. В финансовой
политике, несомненно, учитывается «инфляционно-ценовая» состав-
ляющая при сравнении альтернатив и приоритетов распределения
бюджетных ресурсов в космическую сферу деятельности. Коммента-
рии по этому поводу могут быть уместны по мере обзора доступных
статистических данных. Если они отчетливо приведены к некоему ре-
альному стандарту, то их экономический анализ возможен для оценки
конкурирующих альтернатив, а также возможны соизмерения показа-
телей ожидаемой эффективности осуществленного выбора с учетом
неявных издержек «отвергнутых» альтернатив.
В вопросах бюджетной политики по осуществленным и «отверг-
нутым» альтернативам чаще всего игнорируются оценки последствий
политики выбора альтернатив с точки зрения оптимальности, эффек-
тивности или справедливости, в том числе и при последующем рас-
пределении ресурсов. Поскольку оценки по методу «издержки —
выгоды» здесь имеют ограничения, то принятый и осуществленный
выбор альтернатив принимается по принципу пост-фактум оценок, не
подлежащих обсуждению.
Альтернативные издержки и их неизмеренная альтернативная
стоимость — это вопрос не просто масштабности «цены» космиче-
ской сферы деятельности («сколько стоит космос?»). Ответ на по-
добный вопрос отражен в конкретных цифрах бюджетно-финансовой
политики государства. Однако в распределении относительно огра-
ниченных ресурсов этой сферы целесообразно измерять не только
альтернативные, но безвозвратные издержки.
Безвозвратные издержки
как экономическая категория ресурс-
ных затрат не достаточно изучены, и в этом одна из причин того, что
их реальное стоимостное измерение не применяется в существующих