Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Об эффективных средствах познавательной активности студентов…

7

имеет сочетание вопросов и заданий с наглядностью и моделирова-

нием, этот прием один из самых распространенных в практике обу-

чения. В дидактике сочетание слова и наглядных средств в обучении

рассматривается, главным образом, как источник или путь познания

в учебном процессе.

Л.В. Занков считает, что «выделение многообразных способов

сочетания слова и наглядных средств служит необходимой ступенью

к прослеживанию их эффективности». При этом он имеет в виду две

стороны эффективности отдельных способов сочетания: для усвое-

ния знаний и для развития учащихся. Самым существенным автор

считает решение вопроса о том, как наиболее целесообразно соединять

слово преподавателя с применением наглядных средств [8, с. 51].

Следует отметить, что при любой форме наглядности обучения

очень важно достигнуть активной деятельности студентов. Для этого,

по нашему мнению, необходимо разъяснять учащимся цель наблю-

дения, а также по возможности привлекать их к раскрытию содержа-

ния наглядного материала и его объяснения.

Вопрос сочетания слова и наглядности не может не волновать

методистов и тех, кто занимается вопросами преподавания русского

языка и культуры речи. Кратко остановимся на понятии наглядности

и моделирования.

В учебных дисциплинах на разных ступенях обучения применя-

ются различные формы наглядности во всевозможных сочетаниях.

Наглядность применительно к методике преподавания русского язы-

ка имеет свою специфику. По нашему мнению, качественное разли-

чие между восприятием и представлением обусловливает наличие

двух основных типов наглядности: внешнего, основанного на вос-

приятиях, и внутреннего, основанного на представлениях. В зависи-

мости от характера восприятия и представлений на занятиях по рус-

скому языку используются следующие виды (формы) наглядности: а)

зрительная; б) слуховая; в) артикуляционная, или речедвигательная,

кинестетическая.

В.В. Давыдов отмечает: несмотря на применение разных форм

наглядности, «у всех случаев есть ряд общих черт. Так, правильное

применение наглядности связано с руководящим словом преподава-

теля, направляющим внимание на выделение именно тех черт пред-

мета или группы предметов, которые должны быть обобщены и аб-

страгированы…» [9, с. 38]. «Наглядность — это особый вид познава-

тельной деятельности по отношению к конкретным предметам и

явлениям, — пишет В.В. Давыдов. — Это тот практический, реаль-

ный анализ и синтез, который представляет первую ступень познава-

тельной деятельности и в этом смысле предшествует умственному

анализу и синтезу, совершающемуся в словесном плане… В психоло-