Об эффективных средствах познавательной активности студентов…
7
имеет сочетание вопросов и заданий с наглядностью и моделирова-
нием, этот прием один из самых распространенных в практике обу-
чения. В дидактике сочетание слова и наглядных средств в обучении
рассматривается, главным образом, как источник или путь познания
в учебном процессе.
Л.В. Занков считает, что «выделение многообразных способов
сочетания слова и наглядных средств служит необходимой ступенью
к прослеживанию их эффективности». При этом он имеет в виду две
стороны эффективности отдельных способов сочетания: для усвое-
ния знаний и для развития учащихся. Самым существенным автор
считает решение вопроса о том, как наиболее целесообразно соединять
слово преподавателя с применением наглядных средств [8, с. 51].
Следует отметить, что при любой форме наглядности обучения
очень важно достигнуть активной деятельности студентов. Для этого,
по нашему мнению, необходимо разъяснять учащимся цель наблю-
дения, а также по возможности привлекать их к раскрытию содержа-
ния наглядного материала и его объяснения.
Вопрос сочетания слова и наглядности не может не волновать
методистов и тех, кто занимается вопросами преподавания русского
языка и культуры речи. Кратко остановимся на понятии наглядности
и моделирования.
В учебных дисциплинах на разных ступенях обучения применя-
ются различные формы наглядности во всевозможных сочетаниях.
Наглядность применительно к методике преподавания русского язы-
ка имеет свою специфику. По нашему мнению, качественное разли-
чие между восприятием и представлением обусловливает наличие
двух основных типов наглядности: внешнего, основанного на вос-
приятиях, и внутреннего, основанного на представлениях. В зависи-
мости от характера восприятия и представлений на занятиях по рус-
скому языку используются следующие виды (формы) наглядности: а)
зрительная; б) слуховая; в) артикуляционная, или речедвигательная,
кинестетическая.
В.В. Давыдов отмечает: несмотря на применение разных форм
наглядности, «у всех случаев есть ряд общих черт. Так, правильное
применение наглядности связано с руководящим словом преподава-
теля, направляющим внимание на выделение именно тех черт пред-
мета или группы предметов, которые должны быть обобщены и аб-
страгированы…» [9, с. 38]. «Наглядность — это особый вид познава-
тельной деятельности по отношению к конкретным предметам и
явлениям, — пишет В.В. Давыдов. — Это тот практический, реаль-
ный анализ и синтез, который представляет первую ступень познава-
тельной деятельности и в этом смысле предшествует умственному
анализу и синтезу, совершающемуся в словесном плане… В психоло-