Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова
2
бенностях его познавательной деятельности» [2, с. 6]. Однако иссле-
дованию этого вопроса посвящены работы не только ведущих психо-
логов, но и известных дидактиков и методистов.
Известно, что в психологии мышление понимается как процесс
отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и как
деятельность, протекающая в процессе анализа-синтеза. Отличитель-
ной особенностью этой деятельности является ее энергичный харак-
тер, поэтому познавательная активность означает, прежде всего, ин-
тенсивную аналитико-синтетическую деятельность студентов в про-
цессе овладения системой научных знаний.
Как показывает практика обучения, у студентов I курса преиму-
щественно тренируется репродуктивный тип мышления, что ведет к
снижению мотивационной стороны усвоения знаний, недостаточно-
му развитию творческой активности мышления.
В работах дидактиков Б.П. Есипова, Л.В. Занкова, Г.И. Щукиной
и др. активность определяется как один из важнейших дидактических
принципов, а активизация обучения — как главный путь повышения
эффективности педагогического процесса. При этом ведущей при-
знается интеллектуальная активность, а главной задачей активизации
— усиление, стимулирование умственной деятельности в целях по-
вышения качества знаний.
Как отмечает С.Л. Рубинштейн, в качестве побудителя активной
познавательной деятельности всегда выступают проблема, вопрос,
задача, задание, вызывающие удивление или недоумение [3, с. 84].
Исходя из этого, побуждение студентов к познавательной активности
в процессе обучения должно быть в первую очередь связано с умени-
ем поставить перед ними вопрос, задачу или дать задание и научить
решать их.
Значительная часть ученых (Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявлен-
ский, Е.А. Кабанова-Меллер, М.Н. Шардаков, А.И. Раев, П.Я. Галь-
перин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) считает важнейшим путем
управления умственным развитием и активностью мышления уча-
щихся целенаправленное и систематическое формирование у них
приемов умственной деятельности. Последние определяются как
способ осуществления мыслительной деятельности (приемы аб-
стракции, обобщения, сравнения и т. д.), которые объективно могут
быть выражены в перечне действий.
Другим путем управления мыслительной деятельностью, по мне-
нию исследователей (Н.А. Менчинская, А.Н. Матюшкин, М.И. Ма-
хмутов, Т.В. Кудрявцев и др.), является проблемное обучение. Оно
основано на понимании мышления как процесса решения ряда иссле-
довательских задач и проблемных ситуаций. Для того чтобы усвое-
ние нового материала протекало активно, нужны психологические