Об эффективных средствах познавательной активности студентов…
5
При систематизации материала, как и при классификации, речь
идет о группировке предметов и явлений, но уже не только по сход-
ству их основных признаков с такими же предметами целого класса,
но и с учетом выделения в этой группе более мелких подгрупп, ви-
дов, разрядов.
Л.И. Калинина считает, что научить студентов обобщать и аб-
страгироваться можно с помощью последовательной постановки во-
просов, направленных на выведение правила, понятия, закона на ос-
нове наблюдения одних и тех же фактов, явлений или зависимостей в
разных условиях и на разном содержании; глубокого анализа фактов;
выделения в каждом того, что является существенным для всех фак-
тов. Абстрагироваться, по мнению автора, — значит отвлечься от
всех других второстепенных обстоятельств, признаков сторон и за-
тем объединить предметы, действительно имеющие множество сход-
ных признаков — как основных, существенных, так и частных, слу-
чайных [6, с. 46].
Выработка умения конкретизации может быть осуществлена с
помощью вопросов преподавателя, направленных на анализ какого-
то частного случая и выделение таких признаков, которые соответ-
ствуют определенному правилу, понятию, закону.
Как мы видим, названные выше авторы признают большую роль
продуктивных вопросов в обучении. Однако необходимо заметить,
что резкую границу между продуктивными и репродуктивными во-
просами провести нельзя, так как это два взаимосвязанных типа
мышления, выделяемые психологами: воспроизводящее (репродук-
тивное) и творческое (продуктивное). Первый тип мышления харак-
теризуется тем, что человек получает готовые знания и воспроизво-
дит их в устной или письменной форме. При втором типе мышления
человек, не получая знаний в готовом виде, самостоятельно применя-
ет имеющиеся у него знания к решению новых познавательных и
практических задач. Важно найти правильное соотношение этих двух
типов мышления в учебном процессе.
Л.И. Калинина считает, что для активизации познавательной дея-
тельности учащихся, основным признаком которой является форми-
рование понятий о предмете, о наиболее существенных его сторонах,
репродуктивные и продуктивные вопросы должны применяться в
процессе обучения в сочетании, обусловленном двусторонним харак-
тером познавательной деятельности [6, с. 48]. Эта же мысль подчер-
кивается и в работе М.И. Махмутова «Организация проблемного
обучения в школе»: «Наши наблюдения за работой учителей показы-
вают, что на практике информационные и проблемные вопросы при-
меняются в сочетании, которое не бывает постоянным и учителем,
как правило, не регулируется. Искусство получения устной инфор-