Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова
10
самостоятельного нахождения ответа. Каким образом? В основном
путем использования учащимися ранее усвоенных знаний и приемов
умственного поиска для анализа условий (данных) и требований во-
проса, задания, задачи и с помощью самостоятельного выведения но-
вого правила.
Вследствие создания проблемной ситуации обнаруживается, что
студент не может объяснить новые факты используя имеющиеся зна-
ния или выполнить известное действие прежними знакомыми спосо-
бами и должен найти (открыть, усвоить) новые сведения о предмете,
способе или условиях выполнения действия. Нестандартные задания
в виде проблемных ситуаций вызывают у обучающихся желание
найти способ решения и в конечном счете провоцируют познаватель-
ную активность [5, с. 117].
Методически правильные способы создания проблемных ситуа-
ций могут быть найдены только в том случае, если преподавателю
известны общие закономерности их возникновения. В литературе по
проблемному обучению встречаются попытки сформулировать эти
закономерности в виде типов проблемных ситуаций.
Следует отметить, что множество весьма неоднородных дефи-
ниций проблемной ситуации вносит не только определенную труд-
ность в исследование и практическое внедрение проблемного обуче-
ния, но и свидетельствует о сложности самого понятия, необходимо-
сти дифференциации существующих дефиниций.
Так, некоторые авторы считают, что типы проблемных ситуаций
могут быть не только «дидактические», но и «частнометодические».
Например, Т.В. Напольнова полагает, что «проблемная ситуация, яв-
ляющаяся источником поиска в поисковых задачах в области русского
языка, имеет свои особые черты». Автор формулирует девять типов
проблемных ситуаций па материале русского языка. Например:
«1) противоречие между осознанием слова в целом и некоторых его
частей и неумением выявить в нем все морфемы, особенности их со-
четаний и изменения или знание отдельных морфем и неумение их
соотнести с целым словом, выявить их в его составе; 2) противоречие
между использованием слов в речевой практике и неумением выявить
их грамматическое значение и определить роль в речи» [13, с. 34].
Мы полагаем, что проблемная ситуация — психическая реакция
студента на появление противоречия — не может считаться частно-
методическим понятием. Объективное противоречие (например,
между новой информацией и прежними знаниями) может быть в ма-
териале по любому предмету, но интеллектуальное затруднение, ко-
торое оно вызывает, будет общим для всех предметов.
Однако выявление типов проблемных ситуаций по русскому язы-
ку важно для определения типологии познавательных задач. Цен-