Previous Page  8 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 14 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова

8

гии, дидактике и частных методиках постоянно отмечается, что од-

ной только наглядности для эффективного усвоения знаний недоста-

точно… Поэтому к наглядности надо присоединять еще активную

деятельность самого ученика» [9, с. 38].

Рассматривая проблему наглядности в свете теории содержатель-

ного обобщения, В.В. Давыдов выдвигает принцип моделирования:

«Там, где содержанием обучения становятся связи и отношения

предметов, — там наглядность далеко не достаточна. Здесь... вступа-

ет в силу принцип моделирования» [9, с. 385]. При выполнении че-

ловеком действий с моделями заметно существенное отличие теоре-

тического отношения от эмпирического. Теоретическое отношение

использует моделирование как средство выделения и фиксации внут-

ренних отношений изучаемых вещей. Итак, В.В. Давыдов предлагает

рассматривать моделирование на уровне дидактического принципа,

дополняющего принцип наглядности.

Л.М. Зельманова, размышляя над проблемой наглядности, также

уделяет большое внимание моделированию в обучении: «Для того

чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить

основные свойства изучаемого явления (т. е. превратить его в мо-

дель), правильно, адекватно отразить эти свойства (т. е. сделать мо-

дель изоморфной изучаемому явлению) и, кроме того, обеспечить

доступность этой модели для учащихся» [10, с. 6]. Л.М. Зельманова

рассматривает «моделирование как составную часть принципа нагляд-

ности, т. е. расширение содержания данного принципа» [10, с. 6]. Мы

считаем, что более правомерна последняя точка зрения.

Что же представляет собой модель и какое отношение она имеет

к наглядности? «Модель — условный образ (изображение, схема, опи-

сание и т. п.) какого-либо объекта (или системы объектов)» [11, с. 85].

Это наиболее общее определение модели. Построение и использова-

ние моделей в научном познании составляют особый метод — моде-

лирование. Моделирование — это воспроизведение существенных

свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа на

нем. Модель всегда выступает в качестве объекта действия, т. е.

представляет частный случай материализации (материализация озна-

чает фиксацию идеального внешними средствами, создание внеш-

них опор при выполнении действия).

Построение моделей и работа с ними составляет обязательный и

чрезвычайно важный этап овладения умственными действиями. Пра-

вильно построенная модель свидетельствует о том, что студент мо-

жет подвести цепочку рассуждений к четкой формуле и в конечном

счете решить лингвистическую проблему. Таким образом, метод мо-

делирования можно назвать одним из актуальных, результативных и

перспективных методов лингвометодического исследования и прак-

тики преподавания [12, с. 5].