Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова
8
гии, дидактике и частных методиках постоянно отмечается, что од-
ной только наглядности для эффективного усвоения знаний недоста-
точно… Поэтому к наглядности надо присоединять еще активную
деятельность самого ученика» [9, с. 38].
Рассматривая проблему наглядности в свете теории содержатель-
ного обобщения, В.В. Давыдов выдвигает принцип моделирования:
«Там, где содержанием обучения становятся связи и отношения
предметов, — там наглядность далеко не достаточна. Здесь... вступа-
ет в силу принцип моделирования» [9, с. 385]. При выполнении че-
ловеком действий с моделями заметно существенное отличие теоре-
тического отношения от эмпирического. Теоретическое отношение
использует моделирование как средство выделения и фиксации внут-
ренних отношений изучаемых вещей. Итак, В.В. Давыдов предлагает
рассматривать моделирование на уровне дидактического принципа,
дополняющего принцип наглядности.
Л.М. Зельманова, размышляя над проблемой наглядности, также
уделяет большое внимание моделированию в обучении: «Для того
чтобы сделать средства обучения наглядными, необходимо выделить
основные свойства изучаемого явления (т. е. превратить его в мо-
дель), правильно, адекватно отразить эти свойства (т. е. сделать мо-
дель изоморфной изучаемому явлению) и, кроме того, обеспечить
доступность этой модели для учащихся» [10, с. 6]. Л.М. Зельманова
рассматривает «моделирование как составную часть принципа нагляд-
ности, т. е. расширение содержания данного принципа» [10, с. 6]. Мы
считаем, что более правомерна последняя точка зрения.
Что же представляет собой модель и какое отношение она имеет
к наглядности? «Модель — условный образ (изображение, схема, опи-
сание и т. п.) какого-либо объекта (или системы объектов)» [11, с. 85].
Это наиболее общее определение модели. Построение и использова-
ние моделей в научном познании составляют особый метод — моде-
лирование. Моделирование — это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа на
нем. Модель всегда выступает в качестве объекта действия, т. е.
представляет частный случай материализации (материализация озна-
чает фиксацию идеального внешними средствами, создание внеш-
них опор при выполнении действия).
Построение моделей и работа с ними составляет обязательный и
чрезвычайно важный этап овладения умственными действиями. Пра-
вильно построенная модель свидетельствует о том, что студент мо-
жет подвести цепочку рассуждений к четкой формуле и в конечном
счете решить лингвистическую проблему. Таким образом, метод мо-
делирования можно назвать одним из актуальных, результативных и
перспективных методов лингвометодического исследования и прак-
тики преподавания [12, с. 5].