Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова
6
мации от ученика заключается в умении задавать вопросы так, чтобы
систематически воспитывать у него привычку актуализировать необ-
ходимые знания, исследовать имеющийся материал путем наблюде-
ния и рассуждения. Только в этом случае вопрос будет способом
активизации познавательной деятельности ученика. Искусство спра-
шивать до такой степени является именно искусством управления
деятельностью ученика, что твердые и жесткие правила здесь не мо-
гут быть установлены, так как это есть процесс творческой деятель-
ности учителя. Главное заключается в четком подчинении вопросов
учителя дидактической цели» [7, с. 216]. Все вышесказанное нельзя
не учитывать и при обучении русскому языку и культуре речи сту-
дентов в вузе.
Преподаватель в определенной учебной ситуации ставит и такие
вопросы, которые требуют от студента периодически актуализиро-
вать ранее усвоенный материал, выделять основной смысл изучен-
ного, использовать в ответах на вопросы по новой теме полученные
ранее знания, имеющие значение для этой темы.
Отвечая на вопросы, студент должен не просто воспроизводить
усвоенный материал, а творчески оперировать прежними знаниями
для решения новой проблемы. Вполне естественно, что существуют
моменты, когда вопросы, требующие прямого воспроизведения мате-
риала, оказываются не только уместными, но и необходимыми,
например, на этапах развертывания проблемы и обоснования гипоте-
зы, актуализации прежних знаний.
Вопросы должны направлять мысли студента на сущность рассмат-
риваемых факторов, предметов и явлений, формировать диалектичность
мышления. Их следует ставить таким образом, чтобы они заставляли
студента рассматривать факты и явления во взаимосвязи, видеть явле-
ние или предмет не только по элементам, частям, но и в целом.
В совокупности репродуктивные и продуктивные вопросы
направлены на усвоение студентами системы знаний. Необходимость
репродуктивных вопросов обусловливается тем, что память человека
должна удерживать и вовремя актуализировать нужные сведения. Но
нельзя сводить весь процесс обучения к усвоению сообщаемых зна-
ний, так как оно возможно только в процессе самостоятельной мыс-
лительной деятельности, а без аналитико-синтетической, обобщаю-
щей работы мышления происходит лишь получение формальных
знаний. Вопросы преподавателя должны побуждать студента к само-
стоятельному анализу основных свойств предметов и явлений, поис-
ку, исследованию, открытию свойств, связей, зависимостей предме-
тов и явлений.
Для активизации познавательной деятельности студентов на за-
нятиях по русскому языку и культуре речи немаловажное значение