Previous Page  6 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 14 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова

6

мации от ученика заключается в умении задавать вопросы так, чтобы

систематически воспитывать у него привычку актуализировать необ-

ходимые знания, исследовать имеющийся материал путем наблюде-

ния и рассуждения. Только в этом случае вопрос будет способом

активизации познавательной деятельности ученика. Искусство спра-

шивать до такой степени является именно искусством управления

деятельностью ученика, что твердые и жесткие правила здесь не мо-

гут быть установлены, так как это есть процесс творческой деятель-

ности учителя. Главное заключается в четком подчинении вопросов

учителя дидактической цели» [7, с. 216]. Все вышесказанное нельзя

не учитывать и при обучении русскому языку и культуре речи сту-

дентов в вузе.

Преподаватель в определенной учебной ситуации ставит и такие

вопросы, которые требуют от студента периодически актуализиро-

вать ранее усвоенный материал, выделять основной смысл изучен-

ного, использовать в ответах на вопросы по новой теме полученные

ранее знания, имеющие значение для этой темы.

Отвечая на вопросы, студент должен не просто воспроизводить

усвоенный материал, а творчески оперировать прежними знаниями

для решения новой проблемы. Вполне естественно, что существуют

моменты, когда вопросы, требующие прямого воспроизведения мате-

риала, оказываются не только уместными, но и необходимыми,

например, на этапах развертывания проблемы и обоснования гипоте-

зы, актуализации прежних знаний.

Вопросы должны направлять мысли студента на сущность рассмат-

риваемых факторов, предметов и явлений, формировать диалектичность

мышления. Их следует ставить таким образом, чтобы они заставляли

студента рассматривать факты и явления во взаимосвязи, видеть явле-

ние или предмет не только по элементам, частям, но и в целом.

В совокупности репродуктивные и продуктивные вопросы

направлены на усвоение студентами системы знаний. Необходимость

репродуктивных вопросов обусловливается тем, что память человека

должна удерживать и вовремя актуализировать нужные сведения. Но

нельзя сводить весь процесс обучения к усвоению сообщаемых зна-

ний, так как оно возможно только в процессе самостоятельной мыс-

лительной деятельности, а без аналитико-синтетической, обобщаю-

щей работы мышления происходит лишь получение формальных

знаний. Вопросы преподавателя должны побуждать студента к само-

стоятельному анализу основных свойств предметов и явлений, поис-

ку, исследованию, открытию свойств, связей, зависимостей предме-

тов и явлений.

Для активизации познавательной деятельности студентов на за-

нятиях по русскому языку и культуре речи немаловажное значение