Об эффективных средствах познавательной активности студентов…
3
предпосылки для активной познавательной деятельности. Чрезвы-
чайно важно создавать проблемную ситуацию, т. е. познавательное
противоречие путем сопоставления неизвестного с элементами нового.
На наш взгляд, в современной высшей школе целесообразно со-
четать разные пути управления познавательной деятельностью сту-
дентов, т. е. проблемное обучение и формирование у студентов раци-
ональных приемов умственной деятельности. К методам же интерак-
тивного обучения в вузе можно отнести те, которые способствуют
вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки
знаний. Назовем его основные признаки: «принудительная» активи-
зация мышления и поведения, диалогичность общения; наличие об-
ратной связи; повышенная эмоциональность, рефлексия.
Мы считаем, что одним из наиболее эффективных путей активиза-
ции познавательной деятельности студентов является педагогический
диалог, который сочетает в себе три компонента: взаимное восприятие
и понимание его участниками друг друга (перцептивный аспект), об-
мен информацией (коммуникативный аспект), осуществление сов-
местной деятельности (интерактивный аспект). Обучение русскому
языку и культуре речи в вузе должно по возможности включать педа-
гогический диалог и строиться на следующих принципах.
1. Речевая направленность. Обучение должно осуществляться че-
рез общение, что означает практическую ориентацию занятия.
2. Функциональность. Общение должно быть интерактивным, что
предполагает организацию взаимодействия в деятельности.
3. Ролевая организация учебного процесса. Отбор и организация
материала должны быть на основе ситуаций и проблем общения, ко-
торые интересуют студентов.
4. Новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, пробле-
мы обсуждения, речевого партнера, условий общения) и форм заня-
тия, разнообразие приемов работы.
5. Личностная ориентация общения. Обучение предполагает учет
всех личностных характеристик студентов.
6. Коллективное взаимодействие, т. е. такая организация занятия,
при которой студенты активно общаются друг с другом и условием
успеха каждого являются успехи остальных.
Помимо педагогического диалога, можно выделить следующие
наиболее эффективные пути и средства активизации познавательной
деятельности студентов на занятиях по культуре речи и деловому
русскому языку: целенаправленное использование вопросов и зада-
ний преподавателя; применение в процессе обучения различных
средств наглядности и моделирования; последовательное введение
элементов проблемного обучения.