Об эффективных средствах познавательной активности студентов…
9
Еще одним методическим условием активизации познавательной
деятельности студентов является последовательное введение на заня-
тиях элементов проблемно-развивающего обучения. Мы не будем
подробно останавливаться на соотнесении понятий проблемы, про-
блемных ситуаций, вопросов, задач и заданий, потому что этот во-
прос достаточно полно освещался в методической литературе. В дан-
ной статье покажем, какие элементы проблемного обучения можно
использовать на занятиях по русскому языку и культуре речи со сту-
дентами I курса.
В психолого-педагогических исследованиях закономерностей
процесса обучения (особенно в работах Д.Н. Богоявленского,
Н.А. Менчинской, В.А. Крутецкого, Т.В. Кудрявцева, В.В. Давыдова
и др.) было установлено, что усвоение представляет собой по основ-
ным закономерностям процесс решения новых задач, названных про-
блемными. При этом условия и закономерности процессов решения
задач были использованы для создания специальных методов обуче-
ния — развивающих.
Результаты этих исследований показали, что одним из главных
условий управления обучением и обеспечения развития мышления
является предварительная постановка заданий, вызывающих про-
блемные ситуации и активизирующих мыслительную деятельность
учащихся. Во многих случаях способы проблемного обучения рас-
сматривались как способы активизации мышления учащихся.
Психологические и психолого-педагогические исследования поз-
волили выделить основные типы проблемного обучения, определя-
емые степенью самостоятельности учащихся в постановке и решении
поставленных проблем (В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, С.Ф. Жуйков
и др.); наметили пути классификации проблемных ситуаций, основан-
ные на различных способах их создания и на некоторых психологиче-
ских особенностях заданий, вызывающих такие ситуации.
Психологической наукой установлено, что мышление активиру-
ется, когда человек сталкивается с проблемой. Поэтому основу про-
блемного обучения составляют систематически и преднамеренно со-
здаваемые преподавателем проблемные ситуации. Развитие учащего-
ся происходит в процессе его собственной деятельности. Эта
психологическая закономерность активной мыслительной (познава-
тельной) деятельности человека также лежит в основе проблемного
обучения.
Что же означает выражение «создание проблемной ситуации»?
Известно, что даже самый сложный вопрос не всегда вызывает ак-
тивную мыслительную деятельность студента. Все дело в том, что
вопрос преподавателя должен быть сложным настолько, чтобы вы-
звать затруднение у студентов, и в то же время быть посильным для