Previous Page  4 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 14 Next Page
Page Background

Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова

4

На значение вопросов и заданий преподавателя как средств акти-

визации познавательной деятельности учащихся и управления ею об-

ращают внимание разные исследователи. Так, Н.Н. Мурадян, пока-

зывая значение вопросов и заданий для повышения и сохранения

внимания и мыслительной активности учащихся на протяжении все-

го урока, для индивидуализации обучения, особенно подчеркивает

роль проблемных вопросов и заданий, так как с их помощью созда-

ются ситуации затруднения, вынуждающие учащихся становиться в

положение исследователя [4, с. 23]. А Л.В. Березина рассматривает

возможности метода проблемного обучения в качестве «доминиру-

ющего способа развития познавательного интереса к русскому язы-

ку» [5, с. 117].

Л.И. Калинина исследует роль продуктивных вопросов препода-

вателя в выработке мыслительных операций. Калинина раскрывает

значение продуктивных вопросов для отдельных приемов, умствен-

ных действий, которые человек использует в решении задач (сравне-

ние, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование,

конкретизация). Основой же мыслительного процесса является ана-

лиз-синтез, принимающий разные формы и выступающий в разных

умственных операциях, имеющих более частный характер [6, с. 37].

По мнению Л.И. Калининой, вопросы на сравнение учат сопостав-

лять, выделять признаки, устанавливать их сходство и различия и тем

самым приучают студентов находить общее в разном и различное в

сходном.

Вопросы, позволяющие развить умение устанавливать сходные

основные признаки предметов или явлений (классифицировать их),

направлены, прежде всего, на выделение наиболее существенного

признака в каждом из них. Только на основании выделения основ-

ного признака предмета или явления можно объединить их в группы

и таким образом выработать понятия.

Формирование у студентов умения систематизации учебного ма-

териала требует от преподавателя постановки вопросов, направлен-

ных на углубленный анализ признаков предметов или явлений, на

основании которого можно было бы выделять их частные признаки

(ими обладают не все представители целого класса) и более мелкие

подгруппы, виды и т. д. Вопросы, направленные на систематизацию

материала, так же, как и вырабатывающие умение классифицировать

(т. е. выделять существенные признаки предметов, явлений, устанав-

ливать основные общие сходные признаки у них), требуют от студен-

тов осуществления четко направленного анализа всех условий, об-

стоятельств, признаков, последовательной группировки выделенных

явлений и предметов (установление различных связей между ними

или их группировками).