Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова
4
На значение вопросов и заданий преподавателя как средств акти-
визации познавательной деятельности учащихся и управления ею об-
ращают внимание разные исследователи. Так, Н.Н. Мурадян, пока-
зывая значение вопросов и заданий для повышения и сохранения
внимания и мыслительной активности учащихся на протяжении все-
го урока, для индивидуализации обучения, особенно подчеркивает
роль проблемных вопросов и заданий, так как с их помощью созда-
ются ситуации затруднения, вынуждающие учащихся становиться в
положение исследователя [4, с. 23]. А Л.В. Березина рассматривает
возможности метода проблемного обучения в качестве «доминиру-
ющего способа развития познавательного интереса к русскому язы-
ку» [5, с. 117].
Л.И. Калинина исследует роль продуктивных вопросов препода-
вателя в выработке мыслительных операций. Калинина раскрывает
значение продуктивных вопросов для отдельных приемов, умствен-
ных действий, которые человек использует в решении задач (сравне-
ние, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование,
конкретизация). Основой же мыслительного процесса является ана-
лиз-синтез, принимающий разные формы и выступающий в разных
умственных операциях, имеющих более частный характер [6, с. 37].
По мнению Л.И. Калининой, вопросы на сравнение учат сопостав-
лять, выделять признаки, устанавливать их сходство и различия и тем
самым приучают студентов находить общее в разном и различное в
сходном.
Вопросы, позволяющие развить умение устанавливать сходные
основные признаки предметов или явлений (классифицировать их),
направлены, прежде всего, на выделение наиболее существенного
признака в каждом из них. Только на основании выделения основ-
ного признака предмета или явления можно объединить их в группы
и таким образом выработать понятия.
Формирование у студентов умения систематизации учебного ма-
териала требует от преподавателя постановки вопросов, направлен-
ных на углубленный анализ признаков предметов или явлений, на
основании которого можно было бы выделять их частные признаки
(ими обладают не все представители целого класса) и более мелкие
подгруппы, виды и т. д. Вопросы, направленные на систематизацию
материала, так же, как и вырабатывающие умение классифицировать
(т. е. выделять существенные признаки предметов, явлений, устанав-
ливать основные общие сходные признаки у них), требуют от студен-
тов осуществления четко направленного анализа всех условий, об-
стоятельств, признаков, последовательной группировки выделенных
явлений и предметов (установление различных связей между ними
или их группировками).