1
УДК 808.2
Об эффективных средствах познавательной
активности студентов на практических занятиях
по русскому языку
© Е.А. Яковлева, Н.А. Ионова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена вопросам активизации познавательной деятельности студен-
тов на занятиях по русскому языку и культуре речи. Особое внимание уделяется
использованию педагогического диалога и моделирования для создания проблемных
ситуаций. Материал рассматривается на примере изучения наиболее сложных
тем по курсу русского языка. Статья адресована преподавателям и может быть
использована для повышения эффективности занятий по дисциплине «Русский
язык и культура речи».
Ключевые слова:
активизация, познавательная активность, педагогический
диалог, репродуктивные и продуктивные вопросы, наглядность, моделирование.
Профессиональная подготовка студентов должна быть направле-
на на приобретение ими знаний и навыков для анализа сложных си-
туаций и решения научно-практических проблем.
Преподавателю русского языка необходимо не только иметь со-
лидный багаж академических и специальных знаний, но и уметь ак-
тивизировать познавательную деятельность учащихся. Если студент
является пассивным участником образовательного процесса, то он
способен усвоить только ту информацию, которую ему предоставля-
ет в готовом виде преподаватель. «Не достигается в результате глав-
ная цель высшего профессионального образования — становление
зрелой, самостоятельной, ответственной личности, способной к адек-
ватным шагам в профессиональной деятельности» [1, с. 9].
Что же входит в понятие «активизация познавательной деятель-
ности студентов» и какие методы преподавания русского языка в
вузе можно считать интерактивными? Анализ литературы по данно-
му вопросу позволил определить психолого-педагогический смысл
этого понятия, раскрыть, чем характеризуется активная познаватель-
ная деятельность, каковы способы ее стимулирования, психологиче-
ские условия проявления, а также вычленить пути, средства активи-
зации познавательной деятельности студентов I курса на занятиях по
русскому языку и культуре речи.
Т.В. Напольнова отмечает, что «понятие активизации познава-
тельной деятельности — психологическое, поскольку речь идет об
особенностях психической деятельности человека, а именно об осо-