Background Image
Previous Page  8 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 19 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

8

капиталистической системы, потеряв из виду классовый характер

этого опыта. Уровень потребления, его структура и формы в запад-

ном обществе строго иерархичны, а образцами для советской элиты,

естественно, стали уровень жизни, структура потребления и формы

потребления элиты западной. В итоге после «реформ 90-х» руковод-

ство страны довольно быстро достигло желаемых результатов для

себя, бросив основную массу населения в откровенную нищету.

Надо помнить, что нищета — понятие социальное и имеющее срав-

нительное содержание и меру. По сравнению с элитой даже те, кто все

еще относит себя к «среднему классу», — нищие (распределение соб-

ственности, доступ к ресурсам и т. п.). Теоретически заимствованная на

Западе модель развития подразумевала, что «сильные», предприимчи-

вые и честолюбивые станут, как и на Западе социальной базой для

дальнейшего быстрого движения вперед и обеспечат для этого необхо-

димую обществу социальную энергию. Но этого не произошло, 25 лет

страна деградирует и переходит из одного кризиса в другой. Но, пожа-

луй, главное здесь, что за прошедшее время элита так и не предложила

обществу «образ желаемого будущего», не определила цель, а следова-

тельно, и критерии развития.

Советское общество в качестве одной из высших ценностей

предлагало образ желаемого будущего, которое называлось «комму-

низм». Данный образ в чем-то был смутным, но это легко объясня-

лось тем, что научное предвидение имеет свой горизонт, что когда

будущее наступит, выяснятся его внутренние противоречия постро-

енной системы и определятся пути их разрешения, а пока необходи-

мо двигаться в этом направлении, поскольку оно единственно пра-

вильное и научно обоснованное. Для простого советского человека

главным было то, что будущее это светлое, человечное, рациональ-

ное и справедливое. Образ желаемого будущего был ценностью и во

многом придавал смысл человеческому существованию через уча-

стие в общем деле его строительства. При этом коммунизм тракто-

вался как состояние общества, как этап его развития, который нико-

гда и нигде ранее не существовал.

Развитие современного Запада красноречиво свидетельствует,

что общество, достигшее относительной сытости и безопасности и

уже в этом смысле утратившее цель, медленно, но неотвратимо пре-

вращается в свинарник.

Постсоветская элита предложила попрощаться со всяческими

утопиями и прагматично начать копировать чужой положительный

опыт. Но подобное расставание для общества есть прощание со сво-

им будущим, сознательная или неосознанная его замена чужой меч-

той и чужой утопией. Утопия — это рационально сконструирован-

ный образ желаемого будущего, выражающий интересы конкретных