В.В. Легчилин
10
временным производством и многими другими реалиями современ-
ности, совершенно непонятно.
В 1990-е гг. мы получили элиту со своеобразным «комплексом
неполноценности», которая понимает развитие как копирование «об-
разцов» уже выработанных и реализованных где-то на Западе. Этот
слой общества не способен и даже не ставит перед собой цели пере-
хватить историческую инициативу и стать субъектом, предлагающим
альтернативные цели, методы и критерии развития общества. Именно
в этом коренное различие советской и особенно большевистской эли-
ты и сегодняшней отечественной. Последняя, копируя Запад, делает
ставку на частную инициативу, во многом корыстную и эгоистиче-
скую, как на источник социальной энергии, которая должна стать
двигателем развития экономики и общества в целом, игнорируя, по
сути дела, весь предшествующий исторический опыт России и осо-
бенно опыт советского периода.
Современная российская элита монолитна и консолидирована
только в полном и абсолютном отрицании советских ценностей,
смыслов и целей. Хотя следует отметить, что в последние годы здесь
наметились известный отход от прежней ожесточенности в критике
этих ценностей и признание определенных достижений. Очень ха-
рактерны в этом отношении изменения в позиции такого консерва-
тивного института современного российского общества, как Русская
православная церковь. В выступлениях Патриарха Кирилла и в доку-
ментах Всемирных русских народных соборов, проходящих под
руководством РПЦ, все чаще звучит мысль о необходимости целост-
ного в
è
дения национальной истории. В Соборном слове XVIII Все-
мирного русского народного собора, в частности, утверждается:
«Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные пе-
риоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность
русской истории. Призываем соединить все лучшее и ценное из различ-
ных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древ-
ней Руси, государственных и культурных достижений Российской
Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провоз-
глашенных в советском обществе, справедливое стремление к осущест-
влению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную
идеологическую модель можно описать формулой “вера — справедли-
вость — достоинство — солидарность — державность”» [5]. С одной
стороны, следует признать и особо отметить само стремление Русской
православной церкви в лице ее иерархов подняться над «историческими
обидами» и приступить к синтезу ценностей различных эпох нашей ис-
тории. Как говорится, «самая длинная дорога начинается с первого
шага». А с другой стороны — из советского прошлого предлагается
взять ценности справедливости и солидарности, а образ светлого и гу-