Background Image
Previous Page  10 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 19 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

10

временным производством и многими другими реалиями современ-

ности, совершенно непонятно.

В 1990-е гг. мы получили элиту со своеобразным «комплексом

неполноценности», которая понимает развитие как копирование «об-

разцов» уже выработанных и реализованных где-то на Западе. Этот

слой общества не способен и даже не ставит перед собой цели пере-

хватить историческую инициативу и стать субъектом, предлагающим

альтернативные цели, методы и критерии развития общества. Именно

в этом коренное различие советской и особенно большевистской эли-

ты и сегодняшней отечественной. Последняя, копируя Запад, делает

ставку на частную инициативу, во многом корыстную и эгоистиче-

скую, как на источник социальной энергии, которая должна стать

двигателем развития экономики и общества в целом, игнорируя, по

сути дела, весь предшествующий исторический опыт России и осо-

бенно опыт советского периода.

Современная российская элита монолитна и консолидирована

только в полном и абсолютном отрицании советских ценностей,

смыслов и целей. Хотя следует отметить, что в последние годы здесь

наметились известный отход от прежней ожесточенности в критике

этих ценностей и признание определенных достижений. Очень ха-

рактерны в этом отношении изменения в позиции такого консерва-

тивного института современного российского общества, как Русская

православная церковь. В выступлениях Патриарха Кирилла и в доку-

ментах Всемирных русских народных соборов, проходящих под

руководством РПЦ, все чаще звучит мысль о необходимости целост-

ного в

è

дения национальной истории. В Соборном слове XVIII Все-

мирного русского народного собора, в частности, утверждается:

«Перед лицом попыток противопоставить друг другу различные пе-

риоды нашего прошлого мы констатируем единство и непрерывность

русской истории. Призываем соединить все лучшее и ценное из различ-

ных эпох нашей истории в великом синтезе религиозных идеалов Древ-

ней Руси, государственных и культурных достижений Российской

Империи, социальных императивов солидарности и равенства, провоз-

глашенных в советском обществе, справедливое стремление к осущест-

влению прав и свобод граждан в постсоветской России. Подобную

идеологическую модель можно описать формулой “вера — справедли-

вость — достоинство — солидарность — державность”» [5]. С одной

стороны, следует признать и особо отметить само стремление Русской

православной церкви в лице ее иерархов подняться над «историческими

обидами» и приступить к синтезу ценностей различных эпох нашей ис-

тории. Как говорится, «самая длинная дорога начинается с первого

шага». А с другой стороны — из советского прошлого предлагается

взять ценности справедливости и солидарности, а образ светлого и гу-