Советские ценности и формирование новой российской идентичности
11
манного будущего не упоминается, что, впрочем, понятно, когда речь
идет о религиозных деятелях. Они утопии не любят, не ценят и, исходя
из своего мировоззрения, считают их непродуктивными и опасными.
«Образ будущего», тем не менее, является совершенно необхо-
димым инструментом политического управления. Этот образ можно
называть утопией, можно позиционировать как проект, можно опре-
делять как национальную идею, но он совершенно необходим для
определения стратегических целей развития страны и собственно
критериев меры приближения достижения этих целей. Если нет об-
щих и именно национальных целей, то невозможны консолидация и,
главное, мобилизация общества для совместных усилий по их дости-
жению. Отказ от мобилизационных методов и ставка на частную
инициативу, как это было на «историческом Западе», представляются
общественному сознанию как извлечение уроков из советского пери-
ода и недопустимость большого числа жертв и ограничений на осно-
ве гуманистических и демократических ценностей, усвоенных нашим
обществом в постсоветский период.
Мобилизация всегда связана с ограничениями и действительно,
как свидетельствует опыт не только нашей страны, ведет к некото-
рым жертвам. Она всегда осуществляется «за счет» чьих-то интере-
сов и на основе определения ресурсов для развития. Поскольку в
процессе перехода к сегодняшней социально-экономической модели
и ее функционирования в последние десятилетия ресурсы были
сконцентрированы в руках крупной буржуазии, которую стыдливо
именуют «крупным бизнесом», и государственной бюрократии, то
совершенно понятно, что угрозы от социальной мобилизации исхо-
дят только для интересов этих слоев нашего общества. Они очень по-
хожи по образу и уровню жизни, по целям, к которым стремятся, и
тесно переплетены между собой на личном уровне, но, тем не менее,
занимают в общественной системе различное положение.
Отечественный крупный бизнес не случайно именуют «оффшор-
ной аристократией». В традиционной терминологии — это компра-
дорская буржуазия, которая делает деньги на родной земле и за счет
своего народа, но в сотрудничестве с Западом и для размещения ка-
питалов на Западе. Все попытки политической элиты «деоффшориза-
ции» экономики проваливаются одна за другой, и не нужно обладать
даром провидца, чтобы понимать, что будут проваливаться и впредь.
Такова природа этого класса, и совершенно неважно, насколько от-
дельные его представители исповедуют патриотические идеалы и
разделяют национальные ценности. В бизнесе они руководствуются
интересами и экономической целесообразностью, а не идеалами.
Функционирование глобальной экономической системы выстроено
по жестким и неотвратимо функционирующим правилам. Запад не