Советские ценности и формирование новой российской идентичности
3
нове гражданства, который энергично и последовательно отстаивает
директор Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишков [1],
то это не снимает проблемы исторической и ценностной преемствен-
ности в формировании идентичности у граждан современной России.
Здесь все равно возникает весь тот комплекс вопросов, на который в
свое время пришлось ответить большевикам и который в итоге сво-
дится к формуле: «от какого наследства мы отказываемся», а что вос-
принимаем как неотчуждаемо наше, включая Победу, с упоминания о
которой мы начали. Идентичность неизбежно требует обеспечить связь
между различными поколениями и внутреннюю целостность историче-
ского бытия того макросоциального субъекта, с которым отождествляет
себя личность, конкретный гражданин в процессе самоидентификации.
Формирование современной российской идентичности возможно
только на основании некой системы ценностей и их смыслового со-
держания, разделяемого если не всеми гражданами страны, то, по
крайней мере, большинством, которое способно навязать эти ценно-
сти в качестве обязательных для политических, экономических и ду-
ховных институтов социальной системы. Жизненно важно обеспе-
чить новым поколениям ретрансляцию подобной системы ценностей
и смыслов через институты образования и воспитания.
В конечном счете, речь идет о формировании национально-госу-
дарственной идеологии, без которой государство просто не может су-
ществовать в качестве суверена и субъекта исторического процесса.
Бесконечные разговоры о кризисе национального государства, о его
отмирании и необходимости демонтажа в современном глобальном
мире, так или иначе, прикрывают интересы неких политических сил,
претендующих на верховную власть в формирующейся на глобальном
уровне системе отношений и не нуждающейся в выявлении «воли
народа», которая, в традиционном понимании демократии, признается
единственным легитимным источником власти.
Если допустить, что в глобальном мире государство как форма
политической организации субъектов, именуемых народами, себя
изжило, то встает вопрос об ином субъекте, воля которого должна
быть источником легитимности, или о прямом отказе от выявления
такого субъекта и определении иных источников легитимации вла-
сти. И уже в этом месте анализа проглядывает зловещая тень фашиз-
ма с его идеей «воли к власти», неравномерно распределенной между
людьми, и «фюрер-принципом» как источником права. Невольно
встают вопросы, на которые никто не спешит искать ответы. Воле-
вое, организованное, сплоченное, «просвещенное» меньшинство хо-
чет освободиться от демократических ценностей, принципов и про-
цедур, которые ограничивают его «творческую» активность? Кто
вместо народа, организованного в государственную форму политиче-