Background Image
Previous Page  9 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 19 Next Page
Page Background

Советские ценности и формирование новой российской идентичности

9

социальных субъектов и сформировавших на основе этих интересов

свою систему ценностей. «Русская идея» в этом контексте и смысле —

это не что иное, как идеал, к которому стремится русский народ.

В 1990-е гг. было решено, что можно жить без подобного идеала и,

более того, что наш идеал — это построенное в странах Западной Ев-

ропы общество массового потребления, комфорта и демократии.

Но если наше будущее — это чье-то желаемое нами настоящее,

то логично встает вопрос: достижимо ли подобное будущее для нас?

Здравый смысл при минимальном кругозоре позволяет дать одно-

значно отрицательный ответ. Ресурсы планеты ограничены, их по-

требление более или менее стабильно распределено в условиях гло-

бальной мировой экономики. Кто и в силу каких причин подвинется

и освободит для нас «место под солнцем»? Уже этот простой вопрос

обрушивает предложенную цель как абсолютно недостижимую без

войны или череды войн. Да и в чем смысл усилий или ожидания, не-

обходимых для наступления подобного будущего в родной стране,

когда можно просто тем или иным способом перебраться туда, где

оно уже является настоящим?

В 1990-е годы Россия получила не просто элиту без националь-

ной утопии, а осознанно предлагающую стране образ желаемого

будущего, «подсмотренный» где-то за ее пределами. Стоит отметить,

что российская элита не выступает монолитом в восприятии и пони-

мании этого, если так можно сказать, «идеала». В ней можно выде-

лить сегмент представителей крупного, выходящего на международ-

ный уровень, капитала, который с упоением осваивает культуру

утонченной «роскоши». Присутствует криминально окрашенный

сегмент, который все ту же роскошь смешивает с разнузданностью и

презрением к ней, характерными для воровской «малины», и иногда

искренне путает подобное поведение с «широтой русской души».

Присутствуют прагматики, которые искренне считают, что можно

прожить без идеалов и стратегических целей, элементарно выживая по

принципу «не до жиру, быть бы живу». Именно они невольно форми-

руют у молодежи установку на жизнь по принципу «есть только

настоящее». Озаботившись, например, пропагандой «здорового обра-

за жизни» (хорошее, казалось бы, дело), подобные люди не желают

осознавать, что он напрочь лишен смысла без значимых целей в буду-

щем, ради достижения которых стоит ограничивать себя в настоящем.

Наконец, какая-то часть современной элиты искренне хочет вер-

нуться в некоторое придуманное ими «православное» прошлое, где

мужик знал свое место и помнил, что царь — это царь, а барин — это

барин, и на все это «безобразие» есть божья воля, которой человек

должен подчиняться. Как последнее должно сочетается с демократи-

ческими ценностями, всеобщим обязательным образованием и со-