Советские ценности и формирование новой российской идентичности
9
социальных субъектов и сформировавших на основе этих интересов
свою систему ценностей. «Русская идея» в этом контексте и смысле —
это не что иное, как идеал, к которому стремится русский народ.
В 1990-е гг. было решено, что можно жить без подобного идеала и,
более того, что наш идеал — это построенное в странах Западной Ев-
ропы общество массового потребления, комфорта и демократии.
Но если наше будущее — это чье-то желаемое нами настоящее,
то логично встает вопрос: достижимо ли подобное будущее для нас?
Здравый смысл при минимальном кругозоре позволяет дать одно-
значно отрицательный ответ. Ресурсы планеты ограничены, их по-
требление более или менее стабильно распределено в условиях гло-
бальной мировой экономики. Кто и в силу каких причин подвинется
и освободит для нас «место под солнцем»? Уже этот простой вопрос
обрушивает предложенную цель как абсолютно недостижимую без
войны или череды войн. Да и в чем смысл усилий или ожидания, не-
обходимых для наступления подобного будущего в родной стране,
когда можно просто тем или иным способом перебраться туда, где
оно уже является настоящим?
В 1990-е годы Россия получила не просто элиту без националь-
ной утопии, а осознанно предлагающую стране образ желаемого
будущего, «подсмотренный» где-то за ее пределами. Стоит отметить,
что российская элита не выступает монолитом в восприятии и пони-
мании этого, если так можно сказать, «идеала». В ней можно выде-
лить сегмент представителей крупного, выходящего на международ-
ный уровень, капитала, который с упоением осваивает культуру
утонченной «роскоши». Присутствует криминально окрашенный
сегмент, который все ту же роскошь смешивает с разнузданностью и
презрением к ней, характерными для воровской «малины», и иногда
искренне путает подобное поведение с «широтой русской души».
Присутствуют прагматики, которые искренне считают, что можно
прожить без идеалов и стратегических целей, элементарно выживая по
принципу «не до жиру, быть бы живу». Именно они невольно форми-
руют у молодежи установку на жизнь по принципу «есть только
настоящее». Озаботившись, например, пропагандой «здорового обра-
за жизни» (хорошее, казалось бы, дело), подобные люди не желают
осознавать, что он напрочь лишен смысла без значимых целей в буду-
щем, ради достижения которых стоит ограничивать себя в настоящем.
Наконец, какая-то часть современной элиты искренне хочет вер-
нуться в некоторое придуманное ими «православное» прошлое, где
мужик знал свое место и помнил, что царь — это царь, а барин — это
барин, и на все это «безобразие» есть божья воля, которой человек
должен подчиняться. Как последнее должно сочетается с демократи-
ческими ценностями, всеобщим обязательным образованием и со-