Background Image
Previous Page  12 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 19 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

12

допустит сколько-нибудь существенной переориентации вывезенных

капиталов на развитие страны и даже их простого возвращения на

родину. Да и ждать от этого класса социального творчества, самосто-

ятельности и стремления к перехвату исторической инициативы

наивно. Его амбиции сводятся к «вхождению» в мировую экономи-

ческую элиту по чисто количественным параметрам (размеры акти-

вов, список Forbes), так как формировался он из людей, уверовавших

в принцип Гайдара и Чубайса: «Не надо изобретать велосипед». Это

класс с генетическим «комплексом неполноценности» в отношении

исторического творчества, само понятие «развитие» для него связано

с копированием экономических, социальных и культурных образцов,

уже существующих на актуальном Западе без их критического

осмысления. Хотя некоторая оторопь от этих образцов в последнее

время присутствует и в нем.

Иное положение у правящей бюрократии. Ее деньги тоже в офф-

шорах, но ее будущее как социального слоя, место и роль в мире, да

и сохранность источников обогащения, так или иначе, связаны с ин-

тересами государства, которым она управляет. И при всей ненависти

к советскому прошлому, в котором приходилось ограничивать по-

требление и нести жестокую ответственность за результаты своей

деятельности, госаппарат вольно или невольно ностальгирует по «ве-

личию» и масштабам советских свершений. Он, пусть медленнее,

чем хотелось бы, но приходит к осознанию реальных угроз для стра-

ны, а значит и собственных реальных интересов. События в Крыму и

на Украине показали это очень наглядно. Но эти события выявили и

степень зависимости современного Российского государства от

внешних факторов, и необходимость активизации поиска внутренних

резервов для накопления сил, а значит, и развития страны. Идея

«вхождения в Европу» как образа желаемого будущего померкла или

отдалилась настолько, что вынуждает задуматься об альтернативе.

Тем более это актуально в связи с невозможностью для христианской

цивилизации России достаточно органично «интегрироваться» в

Азию, на что с иронической ухмылкой в качестве альтернативы ве-

стернизации указывает либеральная часть экспертного сообщества.

Потенциально можно допустить, что трезвомыслящая и патрио-

тично настроенная часть бюрократического слоя может попытаться

найти в обществе или сформировать в нем достаточно широкую соци-

альную базу для формирования образа будущего, альтернативного за-

падной модели развития и позволяющего ставить собственные цели и

развиваться, не копируя и не встраиваясь в существующие структуры.

Страна и общество стоят на перепутье, все говорят о развитии, но

не отвечают на вопрос о причинах его отсутствия. При этом совет-

ский опыт откровенно игнорируется, отбрасывается как изживший