Background Image
Previous Page  5 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 19 Next Page
Page Background

Советские ценности и формирование новой российской идентичности

5

главу угла в деле реализации «справедливой иерархии» и приближе-

нии будущего, отражающего «правильный», справедливый в смысле

его природной предопределенности миропорядок.

И фашизм, и коммунизм ставили задачу изменения человека, фор-

мирования «нового человека», но делали они это на принципиально

разной основе. Фашизм и особенно его национал-социалистская разно-

видность опирались на расистскую теорию и, следовательно, примат

биологического в человеке, из чего вытекали идеи расового очищения и

формирования «расы господ», а проще говоря, необходимости улучше-

ния «породы» и принудительной селекции в качестве метода.

Советские идеология и система ценностей, напротив, акцентиро-

вали социальную природу человека, возможно даже искусственно

принижая значение всего того, что в человеке связано с его биологи-

ческими свойствами. Восприняв от французских материалистов

идею, что человек есть продукт материальных условий бытия и вос-

питания, марксизм всячески подчеркивал и выделял способность че-

ловека менять обстоятельства и самого себя через «революционную

практику», т. е. через социальное творчество, в процессе равного для

всех участия в делах общества и государства, через общественно по-

лезный труд и реализацию творческого потенциала каждого индиви-

да.

Социальные и интеллектуальные качества личности при таком

подходе не рассматриваются как наследуемые генетически, а биоло-

гические характеристики индивида трактуются как предпосылки, ко-

торые всегда менее значимы, чем воздействие социальной среды, и

уж точно не имеют предопределяющего значения.

Сразу заметим, что западный либерализм занимал в вопросе о

природе человека и вытекающем из нее понимании справедливости

своеобразно «компромиссную» позицию. Природа человека понима-

лась и понимается биологически, но признается значимость рацио-

нального начала и социального инстинкта в нем. Разум и потребность

жить в обществе предопределяют возможность силой закона и осно-

ванного на нем принуждения сковать животное начало и направить

асоциальную энергию эгоистических устремлений в социально при-

емлемое русло. При этом справедливость трактуется как сочетание

равенства (перед законом, в правах, возможностях принимать уча-

стие в конкуренции за дефицитными ресурсами) и иерархии (распре-

деление собственности, доходов, престижа). Но элитаризм все же

оставался важной составной частью ценностного багажа либерально-

го Запада, и он не оставлял попыток адаптировать евгенические тео-

рии к социальной практике на протяжении всего XX в. (достаточно

вспомнить законы о принудительной стерилизации, принятые в США

в начале XX в., евгенический закон в Швеции и другие подобные

примеры). В современной либеральной России, кстати, тоже пред-