Советские ценности и формирование новой российской идентичности
5
главу угла в деле реализации «справедливой иерархии» и приближе-
нии будущего, отражающего «правильный», справедливый в смысле
его природной предопределенности миропорядок.
И фашизм, и коммунизм ставили задачу изменения человека, фор-
мирования «нового человека», но делали они это на принципиально
разной основе. Фашизм и особенно его национал-социалистская разно-
видность опирались на расистскую теорию и, следовательно, примат
биологического в человеке, из чего вытекали идеи расового очищения и
формирования «расы господ», а проще говоря, необходимости улучше-
ния «породы» и принудительной селекции в качестве метода.
Советские идеология и система ценностей, напротив, акцентиро-
вали социальную природу человека, возможно даже искусственно
принижая значение всего того, что в человеке связано с его биологи-
ческими свойствами. Восприняв от французских материалистов
идею, что человек есть продукт материальных условий бытия и вос-
питания, марксизм всячески подчеркивал и выделял способность че-
ловека менять обстоятельства и самого себя через «революционную
практику», т. е. через социальное творчество, в процессе равного для
всех участия в делах общества и государства, через общественно по-
лезный труд и реализацию творческого потенциала каждого индиви-
да.
Социальные и интеллектуальные качества личности при таком
подходе не рассматриваются как наследуемые генетически, а биоло-
гические характеристики индивида трактуются как предпосылки, ко-
торые всегда менее значимы, чем воздействие социальной среды, и
уж точно не имеют предопределяющего значения.
Сразу заметим, что западный либерализм занимал в вопросе о
природе человека и вытекающем из нее понимании справедливости
своеобразно «компромиссную» позицию. Природа человека понима-
лась и понимается биологически, но признается значимость рацио-
нального начала и социального инстинкта в нем. Разум и потребность
жить в обществе предопределяют возможность силой закона и осно-
ванного на нем принуждения сковать животное начало и направить
асоциальную энергию эгоистических устремлений в социально при-
емлемое русло. При этом справедливость трактуется как сочетание
равенства (перед законом, в правах, возможностях принимать уча-
стие в конкуренции за дефицитными ресурсами) и иерархии (распре-
деление собственности, доходов, престижа). Но элитаризм все же
оставался важной составной частью ценностного багажа либерально-
го Запада, и он не оставлял попыток адаптировать евгенические тео-
рии к социальной практике на протяжении всего XX в. (достаточно
вспомнить законы о принудительной стерилизации, принятые в США
в начале XX в., евгенический закон в Швеции и другие подобные
примеры). В современной либеральной России, кстати, тоже пред-