Советские ценности и формирование новой российской идентичности
13
себя и неприемлемый по числу жертв. Однако и в плане консолида-
ции общества на основе новой российской идентичности, и в плане
активизации социальной энергии необходимо ответить на вопрос о
целях, которые ставит перед собой наше общество и которые уже в
свою очередь призваны определить критерии его развития.
Возможно ли в актуальном российском обществе выделить слой
или достаточно мощную социальную группу, интересы которой станут
основой формирования новой «русской мечты», в качестве которой в
советское время выступал коммунизм? Этот вопрос является фунда-
ментальным для выживания страны, а возможно, и мира в целом.
Если коротко обозначить варианты, которые имели место в
прошлом и настоящем, то стоит вспомнить, что фашизм склонялся к
в
è
дению будущего как реанимации мифологизированного прошлого,
он выдвинул идею «консервативной революции» в интересах класса
буржуазии. Коммунизм конструировал будущее на базе науки, разу-
ма, гуманизма и веры в прогресс как закона общественного развития
в интересах класса трудящихся, прежде всего, промышленных рабо-
чих. Обе эти идеологии предлагали образ желаемого будущего как
средство мобилизации. Современный постмодернистский Запад
склоняется к тезису: «есть только настоящее», он предъявляет миру
себя в качестве образца и выдвигает чисто количественные критерии
оценки развитости, в конечном счете, сводя его к росту потребления
товаров и услуг. Но этот рост ограничен естественными ресурсными
возможностями планеты, а значит, западная цивилизация рано или
поздно столкнется с проблемой необходимости сокращения числен-
ности населения Земли. И здесь опять во весь рост встает угроза ре-
анимации той или иной формы человеконенавистнической идеологии
фашизма. Украинский «эксперимент» с упорным нежеланием Запада
увидеть фашизоидные тенденции в нем является ярким симптомом
подобной угрозы.
Коммунизм опирался на идею, что человек — это, прежде всего,
творец, а творцом его делает труд. Фашизм утверждал, что человек —
это, прежде всего, господин, а господином его делают воля, стремле-
ние подчинить себе других. Современный либерализм склоняется к
тому, что человек — это, прежде всего, потребитель, который обре-
тает свое счастье в удовлетворении разнообразных потребностей,
формируемых свободным и стихийным развитием рыночного пред-
ложения. Но элементарная логика требует определить социальный
субъект, который все-таки направляет развитие рынка. Вопрос: «Не
стоят ли за свободным и стихийным развитием рыночного предложе-
ния конкретные центры принятия стратегических решений, которые
преследуют свои, только им известные цели?» праздным не является.
Отмахиваться от этого вопроса, клеймя саму его постановку как