В.В. Легчилин
6
принимались попытки внести в проект
«
Об основах охраны здоровья
граждан в РФ» идею принудительной стерилизации, вызвавшие рез-
кую критику со стороны Межрелигиозного совета России
[4].
Отрицать наличие животного начала в человеческой природе не-
возможно, но сводить к нему человеческую сущность и строить на этой
основе всю социальную систему — это и есть фашизм. Человек по сво-
ей природе животное, а значит, в нем сидит зверь, и зверей этих надо
тщательно отобрать, желательно сделав это на «научной основе», по их
биологическим задаткам, а затем позаботиться о формировании спра-
ведливой иерархии на основе все тех же биологически предопределен-
ных способностей и задатков.
Либеральная доктрина утверждает, что человек — разумное живот-
ное, а значит, его в итоге можно «интерпретировать» через понятие
«машина», далее постулируется принципиальная возможность познания
его сути через некие математические «алгоритмы». Именно в рамках
этой логики развивается такое модное ныне направление исследований
и социального проектирования, как «трансгуманизм», с его мечтой до-
биться бессмертия через перенос личности на небиологический носи-
тель и сращивание человека и машины. Все подобные разработки и их
«идеология» ярко иллюстрируют тот факт, что рационализм без мо-
ральных ограничений постепенно превращается в монстра, в свою про-
тивоположность, требующую выведения с помощью новейших техно-
логий и на научной основе
новой расы,
очередного
сверхчеловека
или
постчеловека
.
Религиозное сознание настаивает на том, что человек — это со-
вершенно особое создание и его суть нельзя понять до конца ни через
понятие «животное», ни через понятие «разумное животное», ни че-
рез понятие «биологическая машина», между которыми мечется за-
падная рациональная философия. Христианство для понимания сущ-
ности человека предлагает понятие «образа и подобия божия», но оно
сразу ставит ограничение, заключающееся в неспособности человека
достичь полноты этого «подобия». Религия задает систему координат
«добро и зло», а рационально-научное сознание всячески чурается ее
как оценочную, а значит, необъективную. Но без подобной системы
координат невозможно определить вектор движения общества и че-
ловека, который можно принять как совершенствование или разви-
тие. Быстрые и все ускоряющиеся нововведения (инновации) сами по
себе развитием не являются. Развитие, прогресс — это оценочные
категории, требующие введения критериев оценки происходящих
изменений.
Марксизм, восприняв от европейского гуманизма идею самоцен-
ности человека, которая была религиозной и чисто христианской, в
качестве критерия прогресса (еще одна идея европейского гуманиз-