В.В. Легчилин
4
ской общности, должен стать субъектом контроля и ограничения
властвующих? Возможно ли выявить и описать такой субъект?
По совершенно справедливому замечанию И.С. Семененко, «в
политической науке понятие “
политика идентичности
” (identity
politics) принято связывать с утверждением права организованных в
группы интересов меньшинств на собственную систему ценностных
предпочтений и моделей поведения. Политика идентичности стала
частью арсенала социальных движений и сама стимулирует их разви-
тие» [2, с. 11]. Какой же субъект стоит за «политикой идентичности»,
настаивающей на «отмирании» национальных государств в современ-
ном мире, и какая форма политической организации предлагается вза-
мен? Более или менее вразумительный ответ на этот вопрос получить
невозможно. Переход властных полномочий к неким наднациональным
структурам, вроде общеевропейских, только обостряет противоречия
между глобальным характером экономики и национально-государ-
ственной формой организации сферы политики. Эта проблема подробно
анализируется в работах А.И. Фурсова [3].
Между тем исторический опыт наглядно показывает, какая идеоло-
гия и система ценностей стояла за попыткой объединить европейские
страны под единой властью накануне Второй мировой войны. Эту
функцию было поручено взять на себя фашизму, в его разнообразных
«национальных» формах охватившему всю континентальную Европу.
Необходимо сразу обозначить наиболее фундаментальное из мно-
гочисленных и глубоких различий между коммунистической (совет-
ской) и фашистской идеологическими системами. Столкнулись два
полярных понимания человеческой природы и вытекающего из них
представления о справедливости, а значит, и два образа желаемого
будущего. Именно решение проблемы человека и понимание справед-
ливости является, в конечном счете, мировоззренческим ядром любой
идеологии.
Фашизм во всех его национальных версиях исходит из того, что
человек по своей природе есть эгоистичное, агрессивное, сладо-
страстное животное с неравномерно распределенной жаждой власти,
воли к ней, и, следовательно, справедливость естественным образом
сводится к выстраиванию «правильной» доминантной иерархии в
обществе. По природе люди аморальны. Мораль была изобретена как
«оружие слабых» против сильных (Ф. Ницше). Из этого вытекает
необходимость изменить общество таким образом, чтобы сильные и
волевые стали господами и получили простор для культурного твор-
чества, подчиняя себе слабых и очищая нарождающийся новый мир
от продуктов биологического и социального вырождения. Евгеника
как «учение селекции применительно к человеку, а также о путях
улучшения его наследственных свойств» естественно ставилась во