Background Image
Previous Page  4 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 19 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

4

ской общности, должен стать субъектом контроля и ограничения

властвующих? Возможно ли выявить и описать такой субъект?

По совершенно справедливому замечанию И.С. Семененко, «в

политической науке понятие “

политика идентичности

” (identity

politics) принято связывать с утверждением права организованных в

группы интересов меньшинств на собственную систему ценностных

предпочтений и моделей поведения. Политика идентичности стала

частью арсенала социальных движений и сама стимулирует их разви-

тие» [2, с. 11]. Какой же субъект стоит за «политикой идентичности»,

настаивающей на «отмирании» национальных государств в современ-

ном мире, и какая форма политической организации предлагается вза-

мен? Более или менее вразумительный ответ на этот вопрос получить

невозможно. Переход властных полномочий к неким наднациональным

структурам, вроде общеевропейских, только обостряет противоречия

между глобальным характером экономики и национально-государ-

ственной формой организации сферы политики. Эта проблема подробно

анализируется в работах А.И. Фурсова [3].

Между тем исторический опыт наглядно показывает, какая идеоло-

гия и система ценностей стояла за попыткой объединить европейские

страны под единой властью накануне Второй мировой войны. Эту

функцию было поручено взять на себя фашизму, в его разнообразных

«национальных» формах охватившему всю континентальную Европу.

Необходимо сразу обозначить наиболее фундаментальное из мно-

гочисленных и глубоких различий между коммунистической (совет-

ской) и фашистской идеологическими системами. Столкнулись два

полярных понимания человеческой природы и вытекающего из них

представления о справедливости, а значит, и два образа желаемого

будущего. Именно решение проблемы человека и понимание справед-

ливости является, в конечном счете, мировоззренческим ядром любой

идеологии.

Фашизм во всех его национальных версиях исходит из того, что

человек по своей природе есть эгоистичное, агрессивное, сладо-

страстное животное с неравномерно распределенной жаждой власти,

воли к ней, и, следовательно, справедливость естественным образом

сводится к выстраиванию «правильной» доминантной иерархии в

обществе. По природе люди аморальны. Мораль была изобретена как

«оружие слабых» против сильных (Ф. Ницше). Из этого вытекает

необходимость изменить общество таким образом, чтобы сильные и

волевые стали господами и получили простор для культурного твор-

чества, подчиняя себе слабых и очищая нарождающийся новый мир

от продуктов биологического и социального вырождения. Евгеника

как «учение селекции применительно к человеку, а также о путях

улучшения его наследственных свойств» естественно ставилась во