Background Image
Previous Page  7 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 19 Next Page
Page Background

Советские ценности и формирование новой российской идентичности

7

ма) и его цели определил «всестороннее и гармоничное развитие

личности» каждого члена общества (именно каждого человека, по-

скольку справедливость понимал как максимально достижимое ра-

венство). В атеистической, рациональной и постоянно претендующей

на сугубую научность идеологии угнездились в итоге чисто религи-

озные идеи самоценности личности и ее «предназначения» к восхож-

дению, совершенствованию и развитию в интеллектуальном, нрав-

ственном и эстетическом смысле. Система советских ценностей и

смыслов включала в себя идею «всестороннего и гармонического

развития каждого человека» как цели изменений, происходящих в

социальной системе, и одновременно критерия оценки этих измене-

ний. То, что эти положения имеют религиозные корни, отрицалось на

том основании, что они вытекают из чисто человеческого опыта,

нашедшего свое выражение в культуре. Советский гуманизм, без-

условно имевший христианские корни, был формально светским:

«нерелигиозным» или «надрелигиозным», что очень важно для стра-

ны, в которой бок о бок живут и трудятся представители множества

религиозных конфессий. Любые попытки в государственной полити-

ке опереться на установки и представления одной из религиозных

групп общества неизбежно раскалывают это общество и порождают

проблемы с консолидацией вокруг общих целей и ценностей. Чисто

научный анализ и объективность требуют указать на религиозно-

культурные корни этих идей, но идеологическое их оформление,

напротив, нуждается в преодолении подобной религиозной окраски.

Природа человека понималась в советском обществе, прежде всего,

как биосоциальная, но сущность однозначно трактовалась как социаль-

ная. Каждый человек определялся как личность, а личность в свою оче-

редь как совокупность общественных отношений, в которые включен

человек. Родовое отличие человека от животного есть способность к

труду, а значит, и реализует себя человек, прежде всего, в процессе тру-

довой деятельности. 25 лет назад все эти тезисы звучали как банально-

сти, а сейчас об этом приходится напоминать, поскольку под широко-

вещательные разговоры о необходимости развития страны мы забыли

определиться в вопросе о цели, а значит, критериях этого развития и

тем более об источнике его социальной энергии.

Начиная с эпохи Н.С. Хрущева, уже в советском обществе про-

изошла невольная (или сознательная?) подмена идеи развития твор-

ческого потенциала каждого человека идеей необходимости создания

определенных материальных условий, пусть все еще для его разви-

тия. Подобное перенесение акцентов логически вытекало из необхо-

димости выявления приоритетов и конкретизации хозяйственных за-

дач. Для определения конкретных параметров «материальных усло-

вий» советское руководство обратилось к «опыту передовых стран»