Советские ценности и формирование новой российской идентичности
7
ма) и его цели определил «всестороннее и гармоничное развитие
личности» каждого члена общества (именно каждого человека, по-
скольку справедливость понимал как максимально достижимое ра-
венство). В атеистической, рациональной и постоянно претендующей
на сугубую научность идеологии угнездились в итоге чисто религи-
озные идеи самоценности личности и ее «предназначения» к восхож-
дению, совершенствованию и развитию в интеллектуальном, нрав-
ственном и эстетическом смысле. Система советских ценностей и
смыслов включала в себя идею «всестороннего и гармонического
развития каждого человека» как цели изменений, происходящих в
социальной системе, и одновременно критерия оценки этих измене-
ний. То, что эти положения имеют религиозные корни, отрицалось на
том основании, что они вытекают из чисто человеческого опыта,
нашедшего свое выражение в культуре. Советский гуманизм, без-
условно имевший христианские корни, был формально светским:
«нерелигиозным» или «надрелигиозным», что очень важно для стра-
ны, в которой бок о бок живут и трудятся представители множества
религиозных конфессий. Любые попытки в государственной полити-
ке опереться на установки и представления одной из религиозных
групп общества неизбежно раскалывают это общество и порождают
проблемы с консолидацией вокруг общих целей и ценностей. Чисто
научный анализ и объективность требуют указать на религиозно-
культурные корни этих идей, но идеологическое их оформление,
напротив, нуждается в преодолении подобной религиозной окраски.
Природа человека понималась в советском обществе, прежде всего,
как биосоциальная, но сущность однозначно трактовалась как социаль-
ная. Каждый человек определялся как личность, а личность в свою оче-
редь как совокупность общественных отношений, в которые включен
человек. Родовое отличие человека от животного есть способность к
труду, а значит, и реализует себя человек, прежде всего, в процессе тру-
довой деятельности. 25 лет назад все эти тезисы звучали как банально-
сти, а сейчас об этом приходится напоминать, поскольку под широко-
вещательные разговоры о необходимости развития страны мы забыли
определиться в вопросе о цели, а значит, критериях этого развития и
тем более об источнике его социальной энергии.
Начиная с эпохи Н.С. Хрущева, уже в советском обществе про-
изошла невольная (или сознательная?) подмена идеи развития твор-
ческого потенциала каждого человека идеей необходимости создания
определенных материальных условий, пусть все еще для его разви-
тия. Подобное перенесение акцентов логически вытекало из необхо-
димости выявления приоритетов и конкретизации хозяйственных за-
дач. Для определения конкретных параметров «материальных усло-
вий» советское руководство обратилось к «опыту передовых стран»