В.В. Легчилин
2
«подсчета» числа понесенных потерь и принесенных жертв, а следо-
вательно, и гордиться нам нечем. «Просвещенная Европа» жертв не
приносила, население берегла и легла под Гитлера, а затем пришла к
нам в составе его армий и в качестве тыловой поддержки их мощи.
Мы же даже не вспоминаем, на чьей стороне воевали Венгрия и
Финляндия, Болгария и Словакия, Испания и Италия и далее по
списку членов Евросоюза.
Выбор ориентации на «вхождение в Европу», «интеграцию в ми-
ровую экономику», «возврат в мировую цивилизацию» (формули-
ровка несколько подзабытая, но остающаяся руководством к полити-
ческой деятельности) на долгие годы предопределил нежелание
помнить и понимать реальный исторический опыт и искать критерии
оценки предков и их свершений где-то далеко за пределами Родины и
национального самосознания. Естественно, что в качестве ответа мы
получаем признание советского режима, советского периода нашей
истории, советских смыслов и символов, их отражающих, преступ-
ными и подлежащими запрету ныне даже на территории Украины.
Политический смысл всех этих действий совершенно понятен:
приравнять фашизм и коммунизм как идеологии, нацистский режим
и советский режим, роль Германии и Советского Союза в войне, ли-
шить нас статуса державы-победительницы, а в идеале еще и выдви-
нуть претензии за «советскую оккупацию» в послевоенный период со
стороны вчерашних союзников германского фашизма или от имени
их пособников вроде прибалтийских и украинских националистов.
И здесь уместно вспомнить, что чувство вины за отсутствие свя-
тости всегда было ахиллесовой пятой русского исторического созна-
ния и русской культуры. Глубоко укорененное в православии это
чувство, носящее религиозный характер, перешло в нашу вполне
светскую культуру и стало частью культурного кода. Никакие рацио-
нальные аргументы его разрушить не в состоянии, но заблокировать
эксплуатацию этого чувства для достижения конкретных политиче-
ских целей представляется абсолютно необходимым.
В этом смысле целесообразен анализ основных ценностей совет-
ской идеологии в ее противопоставлении фашизму и либерализму и
нашим врагам и бывшим союзникам в минувшей войне.
Однако главная проблема, продуктивное решение которой, на
наш взгляд, невозможно без осмысления советских ценностей и
смыслов, — это проблема формирования современной российской
идентичности на фундаменте предшествующего исторического опы-
та и преодоления наметившихся трагических разрывов в историче-
ской, культурной памяти, преемственности поколений и единстве
общества. Даже если принять за основу тезис о достаточности для
формирования идентичности наличия политического субъекта на ос-