Background Image
Previous Page  2 / 19 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 19 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

2

«подсчета» числа понесенных потерь и принесенных жертв, а следо-

вательно, и гордиться нам нечем. «Просвещенная Европа» жертв не

приносила, население берегла и легла под Гитлера, а затем пришла к

нам в составе его армий и в качестве тыловой поддержки их мощи.

Мы же даже не вспоминаем, на чьей стороне воевали Венгрия и

Финляндия, Болгария и Словакия, Испания и Италия и далее по

списку членов Евросоюза.

Выбор ориентации на «вхождение в Европу», «интеграцию в ми-

ровую экономику», «возврат в мировую цивилизацию» (формули-

ровка несколько подзабытая, но остающаяся руководством к полити-

ческой деятельности) на долгие годы предопределил нежелание

помнить и понимать реальный исторический опыт и искать критерии

оценки предков и их свершений где-то далеко за пределами Родины и

национального самосознания. Естественно, что в качестве ответа мы

получаем признание советского режима, советского периода нашей

истории, советских смыслов и символов, их отражающих, преступ-

ными и подлежащими запрету ныне даже на территории Украины.

Политический смысл всех этих действий совершенно понятен:

приравнять фашизм и коммунизм как идеологии, нацистский режим

и советский режим, роль Германии и Советского Союза в войне, ли-

шить нас статуса державы-победительницы, а в идеале еще и выдви-

нуть претензии за «советскую оккупацию» в послевоенный период со

стороны вчерашних союзников германского фашизма или от имени

их пособников вроде прибалтийских и украинских националистов.

И здесь уместно вспомнить, что чувство вины за отсутствие свя-

тости всегда было ахиллесовой пятой русского исторического созна-

ния и русской культуры. Глубоко укорененное в православии это

чувство, носящее религиозный характер, перешло в нашу вполне

светскую культуру и стало частью культурного кода. Никакие рацио-

нальные аргументы его разрушить не в состоянии, но заблокировать

эксплуатацию этого чувства для достижения конкретных политиче-

ских целей представляется абсолютно необходимым.

В этом смысле целесообразен анализ основных ценностей совет-

ской идеологии в ее противопоставлении фашизму и либерализму и

нашим врагам и бывшим союзникам в минувшей войне.

Однако главная проблема, продуктивное решение которой, на

наш взгляд, невозможно без осмысления советских ценностей и

смыслов, — это проблема формирования современной российской

идентичности на фундаменте предшествующего исторического опы-

та и преодоления наметившихся трагических разрывов в историче-

ской, культурной памяти, преемственности поколений и единстве

общества. Даже если принять за основу тезис о достаточности для

формирования идентичности наличия политического субъекта на ос-