Background Image
Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Человек в философском дискурсе: к истории идей

9

К середине XIX в. стало ясно, что бурный рост науки, техники,

промышленности в наибольшей степени зависит от человека как

творца всего, что существует в обществе. Согласно А. Шопенгауэру,

каждый человек проявляет себя в качестве носителя слабой или

сильной воли. Сама природа демонстрирует волю к жизни. Как

источник всех человеческих действий воля действует только в

настоящем. Человек есть продукт среды, результат обучения и

воспитания, хотя сущность его задана изначально в виде врожден-

ного характера, совокупности добродетелей и пороков. Необъясни-

мая сущность человека определяется его волей, которая проявляется

в идее жизненных устремлений человека. Чтобы сделать выбор в

пользу тех или иных целей, человек должен обладать знаниями. Мир

как представление возникает только в процессе познания. Человек

воплощает в себе высшую ступень объективации воли. Жизненный

инстинкт требует размышлений для принятия наиболее верного для

данной ситуации решения. Однако чем больше человек думает, тем

больше охватывают его сомнения, появляется неуверенность,

которая ведет к ослаблению воли.

Мир как воля не распространяется на сохранение индивидуумов.

Устойчивость и гармония природы предусматривают сохранение

видов и условий их жизни. В своем стремлении выжить, самосох-

раниться человек никогда не удовлетворен достигнутым, всегда

стремится вперед, представляя собой волю волений. Воля всегда

является голодной, т. е. она всегда знает, чего хочет прямо сейчас,

здесь и теперь, но никогда не знает, чего хочет вообще. Своим

творческим отношением к миру человек постоянно свергает

настоящее. Стремление к самосохранению и благополучию заставляет

человека действовать. Сострадание как независимое от каких-либо

соображений выгоды участие в страдании другого есть последний

фундамент моральности в человеческой природе. Сострадание —

основа человеколюбия, оно дает человеку чувство удовлетворения,

благополучия, счастья.

В интерпретации С. Кьеркегора человек является важнейшей

проблемой для самого себя, для общества и для философии.

Экзистенция, т. е. существование человека, всегда загадка или тайна.

Кьеркегор поставил важные для жизни каждого человека вопросы:

«Где я?», «Что значит сказать “мир”?», «Кто я?», «Как я оказался в

мире?», «Как я оказался вовлеченным в это огромное предприятие,

называемое действительностью?», «Разве это не дело выбора?»,

«Вина — что она значит? Или это неизвестно, как получается, что

человек бывает виноват?» и т. д. Согласно Кьеркегору, сущест-

вование дано человеку в самой жизни, в переживаниях по поводу тех

или иных наполняющих ее событий, успехов, неудач, проблем.